Становление и развитие городской полиции Российской империи во второй половине XVIII — начале XX вв.

В деле эффективной разработки любой научной проблемы важное место занимает изучение истории вопроса, что позволяет лучше понять современные проблемы, дает возможность выяснить закономерности развития теории и практики. Это касается и исследования деятельности городской полиции Российской империи. Непредвзятое изучение архивных материалов, научных работ из проблем борьбы с преступностью свидетельствует, что многие из созданных нйнїконструкцій, учений и концепций имеют аналоги в прошлом. Закономерно, что исследователи прошлого сталкивались с теми же проблемами, что и современные ученые. Изучение опыта тех лет, его обобщение и выводы, сделанные на этой основе, могут быть использованы и сегодня.

Осуществление исследования по истории формирования и становления правоохранительных органов Украины^ следует начинать с деятельности полицейских органов Российской империи последней четверти XVIII — начала XX в. Именно в этот период закладывались организационно-правовые основы деятельности полиции, создавалась нормативно-правовая база, разрабатывались критерии подбора кадров, определялись методы работы, обосновывались меры материально-технического обеспечения и тому подобное.

Деятельность полиции Российской империи интересовала общество на протяжении всей ее истории, а с появлением предпосылок для ее изучения превратилась в важный предмет анализа исследователей, которым остается и ныне. Острота вопроса и заинтересованность всех активных сторонников развития Украины как правового государства переводит эту проблему из чисто научно-исследовательской сферы в сферу практической политики. Очевидно, что внимание к истории полиции в целом и городской полиции Российской империи, в частности, обусловлено рядом факторов.

Объективное изучение одной из основополагающих составляющих полицейской системы — городской полиции — обусловливает детальный разбор ее функций, через которые реализовывалась преобладание решений власти, отражавших волю правящей элиты. Без изучения указанного института невозможно в полном объеме, объективно исследовать и оценить такую функцию государства, как охрана правопорядка, а также определить эффективность ее реализации. Анализ структуры и деятельности городской полиции предоставляет также необходимый материал для развития понятийно-категорийного аппарата истории и теории государства и права.

Не Менее актуальной продолжает возгордиться проблема необходимости разрушения стереотипов в оценках Деятельности полиции Российской империи и опровержения фальсификаций, что существуют в литературе и нередко переходят из одного издания в другое. Несмотря на достаточно большое количество исследований, посвященных полиции Российской империи в целом, в региональном аспекте проблема исследована слабо. В частности проблема становления и деятельности городской полиции городов юга Украины почти не изучалась.

Исследование имеет практическую направленность. Общество заинтересовано в высокой эффективности деятельности правоохранительных органов по защите стабильности его основ от посягательств со стороны разного рода правонарушителей. Организация, место в механизме функционирования государства, формы и методы деятельности городской полиции, приемы предупреждения и выявления подготавливаемых и совершаемых преступлений, что использовались городской полицией Российской империи, вызывают и сегодня повышенное внимание исследователей.

На территории современной Украины можно назвать такие города как Одесса, Киев, Харьков, которые принимали активное участие во внедрении подобных нововведений. Именно в этих городах в разные годы на протяжении XIX — начала XX вв. правительство активно осуществляло реформирование органов городской полиции. Необходимо отметить, что городская полиция этих городов накопила значительный положительный опыт, который можно, при соответствующей коррекции, использовать для усовершенствования правоохранительной системы Украины в современных условиях. Этими обстоятельствами обусловлена научная и практическая актуальность темы диссертационного исследования.

Связь работы с научными программами, планами, темами. Диссертационное исследование выполнено в соответствии с программой Министерства образования и науки Украины “Актуальные проблемы строительства демократического социального правового государства в соответствии с положениями Конституции Украины”, научных исследований Одесской национальной юридической академии в соответствии с общей темы “Правовые проблемы становления и развития современного украинского государства” (государственный регистрационный номер 010111101195) на 2001-2005 гг. и “Традиции и новации в современной украинской государственности и правовой жизни” (государственный регистрационный номер 010611004970) на 2006-2010 гг.

Тема диссертационного исследования является составной частью научных исследований кафедры истории государства и права Одесской национальной юридической академии, осуществляет разработку научной темы “Традиции и новации в правовом развитии (исторический аспект)” на 2001-2005 гг. и “Традиции и новации в правовой жизни Украины (исторический аспект)” на 2006-2010 гг.

Цель и задачи исследования. Целью работы является анализ процесса становления и функционирования государственного аппарата охраны правопорядка и борьбы с преступностью в г. Одессе в конце XVIII — начале XX века.

Для достижения обозначенной цели необходимо решить следующие основные задачи: охарактеризовать общее состояние развития полиции в Российской империи в конце XVIII-в первой половине XIX в.;

  1. определить место городской полиции в общей структуре органов полиции Российской империи;
  2. охарактеризовать нормативно-правовую базу по обеспечению деятельности органов городской полиции; проследить ее развитие и изменения;
  3. рассмотреть возникновение, развитие, структуру и деятельность Одесской городской полиции в течение конца XVIII-начала XX в.;
  4. проанализировать причины, которые вызвали необходимость проведения
  5. реформирование городской полиции во второй половине XIX в. В Российской империи;
  6. проанализировать причины, которые вызвали необходимость проведения
  7. реформирования одесской городской полиции в 1876 г.; исследовать правовые основы деятельности городской полиции в борьбе с уголовной преступностью;
  8. определить порядок формирования и финансирования подразделений городской полиции;
  9. проанализировать организационно-правовые изменения в структуре и деятельности городской полиции в начале XX в.;
  10. охарактеризовать административную деятельность городской полиции;
  11. охарактеризовать нормативно-правовую базу проведения досудебного следствия органами городской полиции.

Объектом исследования являются общественные отношения, которые складываются в процессе становления, развития и функционирования городской полиции Российской империи.

Предметом исследования э организационно-правовые основы и нормативное обеспечение деятельности городской полиции Российской империи (на материалах Одессы).

Территориально работа привязана к важному торгово-промышленному и культурному центру юга Украины — города Одессы; хронологические границы диссертационного исследования охватывают конец XVIII-начало XX в., То есть период от основания Одессы в 1794 г. и до революционных преобразований 1917 г.

Методы исследования. Методологической основой диссертационного исследования стало комплексное использование совокупности универсальных, общенаучных и специально-юридических принципов, подходов и методов. Принцип комплексного использования методологии юридической науки является необходимым условием для продуктивного изучения правоохранительного аппарата, в частности городской полиции Российской империи.

Применение совокупности конкретных методов, таких как системно-функциональный, сравнительно-правовой, формально-логический, конкретно-исторический, способствовало достижению целей и задач исследования. Особое значение дано системно-функционального метода как универсального инструмента познавательной деятельности, что позволяет более объективно исследовать эволюцию городской полиции. С помощью сравнительно-правового метода определяется место городской полиции в системе других правоохранительных органов Российской империи, особенности правового статуса одесской городской полиции. Конкретно-исторический метод позволил объективно рассмотреть генезис городской полиции, основные этапы ее формирования и развития. Использовались также и приемы формально-логического метода (дедукция, индукция, анализ, синтез).

Теоретическую основу исследования составляют научные труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные вопросам формирования и развития полицейской системы в Российской империи: дореволюционных — В. Ф. Дерюжинского, В. Йозефи,

И. Моллеріуса, 0.0. Лопухина, И. Т. Тарасова, I I. Янжула; советских и современных-А. В. Борисова, А. И. Дружининой, М. П. Ерошкина, Т. И. Желудковой, П А. Зайончковского, П. П. Музыченко, Р. С. Мулукаева, И. В. Оржеховского, А. М. Поджаренко, 0.0. Самойленко, м И. Сизикова, А. Е. Скрипилева, А. С. Трофимова, К. Г Федорова, А. С. Чайковского, В. А. Иииелкопляса, М. Г. Щербака, А. Н.Ярмыша и др.

Источниковую базу диссертационного исследования составляют нормативно-правовые акты Российской империи и другие исторические источники изучаемого периода. Важнейшими среди них € “Учреждения о губернии” (1775); “Устав благочиния или полицейский” (1782); “Положение о городской полиции” (1803). Широко использовались другие нормативные материалы, которые включает в себя «полное собрание законов Российской империи “и”свод законов Российской империи».

Существенное значение для освещения организационно-правовых основ деятельности Одесской городской полиции имеет отчетная и деловодна документация, которая хранится в архивах Украины и Российской Федерации. При осуществлении исследования использовались материалы Государственного архива Одесской области, а также материалы периодической печати. Часть источников вводится в научный оборот впервые.

Научная новизна полученных результатов. Диссертация является первым комплексным монографическим исследованием становления, развития и деятельности Одесской городской полиции.

Научная новизна осуществленного исследования конкретизируется в следующем: впервые;

  • установлено, что в Одессе, в результате как полицейской реформы 1X62 г., так и собственного городского положения 1X63 г., произошел переход ряда полицейских функций в органы городского самоуправления;
  • доказано, что указанный переход способствовал формированию в составе органов городского самоуправления собственных полицейских подразделений (была создана городская торговая полиция и городская хозяйственная полиция);
  • доказана зависимость реформирования одесской городской полиции в 1X76 г. не только от общеимперской реформы полиции, но и от еврейских погромов и рост преступности в пригородных районах;
  • исследован на монографическом уровне процесс становления и развития Одесской городской полиции, причины, ход и последствия ее реформирования в 1X76 г.;
  • освещены организационно-правовые основы деятельности одесской городской полиции, порядок комплекіування личного состава, основные направления, формы и методы деятельности, механизм взаимодействия с другими ведомствами и местными властями;
  • доказано, что активное внедрение в работу Одесского уголовного розыска начала XX в. новых научных достижений (графология, дактилоскопия, судебно-медицинская экспертиза) и широкой агентурной сети способствовало успешной борьбе с уголовной преступностью; установлению международных связей непосредственно одесской полиции с полицейскими органами других стран; обмену информацией с полицейскими службами в пределах Российской империи;
  • введено в научный оборот несколько малоизвестных нормаггивно-правовых актов, регулирующих деятельность одесской городской полиции. Среди них: “Инструкция для ночных сторожей”, “Приказы по Одесской полиции”, “Правила о ветеринарно-полицейских мерах по предупреждению и прекращению заразных и повальных болезней у животных и по обезвреживанию сирьіх животных продуктов” и тому подобное.

Новых позиций:

обоснован тезис, что одесская городская полиция была материалом для апробации экспериментальных нововведений во время реформирования полиции в Российской империи;

рассмотрена государственная политика в сфере взаимодействия органов городского самоуправления и правоохранительных органов.

Практическое значение полученных результатов заключается в том, что изложенные в диссертации выводы и предложения могут быть использованы в:

области научно-исследовательской деятельности — в дальнейших исследованиях государственно-правовых проблем, истории становления правоохранительных органов России и Украины, при дальнейшем изучении истории городской полиции;

правотворчества-выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы для внесения отдельных изменений и дополнений в действующее законодательство Украины О милиции;

учебном процессе — положения и выводы работы целесообразно использовать при подготовке научных пособий и учебников по истории государства и права, правоохранительных органов, учебно-методической литературы, лекций и проведении семинарских занятий по истории государства и права Украины, всеобщей истории государства и права.

Личный вклад соискателя. Диссертационное исследование выполнено соискателем самостоятельно. В соавторстве опубликована одна научная статья, в которую соискателем подобраны архивные материалы и изложена собственная позиция относительно роли городской общины в формировании городской полиции.

Апробация результатов диссертации. Диссертация обсуждена и одобрена на заседании кафедры истории государства и права Одесской национальной юридической академии. Основные положения, выводы и рекомендации докладывались автором: на отчетных научных конференциях профессорско-преподавательского и аспирантского состава Одесской национальной юридической академии: 8 (22-23 апреля 2005 г., м. Одесса), 9 (26 апреля 2006 г., м. Одесса), 10-й (27-28 апреля 2007 г., м. Одесса); IV Международной научно-методической конференции “Римское право и современность” (19-20 мая 2006 г., м. Одесса); Международной научно-практической конференции “Право, государство, духовность: пути развития и взаимодействия” (3 сентября 2006 г., м. Одесса).

Публикации. Основное содержание диссертационного исследования отражено в четырех статьях, опубликованных в научных профессиональных изданиях, утвержденных ВАК Украины, в трех тезисах выступлений на научных конференциях, а также в других публикациях в юридической периодике (Россия).

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, содержащих 10 подразделов, выводов и списка литературы (232 наименования). Общий объем диссертации составляет 189 страниц, из них основного текста — 166 страниц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Во Введении обосновывается актуальность темы, показана связь работы с научными программами, планами, темами, определены объект, предмет и методы исследования, его цель и задачи, охарактеризованы источниковую базу, раскрыта научная новизна основных положений и результатов исследования, их теоретическое и практическое значение, изложены сведения об апробации и публикаций.

Первый раздел “Городская полиция в системе правоохранительных органов Российской империи” состоит из трех подразделов и посвящен исследованию состояния научной разработки и источниковой базы по теме исследования, становлению городской полиции Российской империи, истокам формирования одесской городской полиции.

В подразделе 1.1. “Городская полиция в Российской империи: историография проблемы” характеризуется состояние научной проработки темы, осуществлен анализ трудов предшественников автора по проблеме, которая исследуется, прослеживается источниковая база, которая обеспечила информационное пространство для исследования.

Становление, структура и деятельность полицейских органов Российской империи исследовались неравномерно. Историографию темы условно можно разделить на три основных периода: 1) дореволюционный (конец XVIII века. — 1917 г.); 2) советский (1917 — начало 90-х гг): 3) постсоветский. Каждому из них присущи особенности социально-экономического, политического, культурного развития страны, наложили отпечаток на состояние историко-правовой науки, ее источниковедческая и методологическая база.

В начале первого периода по этой проблеме практически не было сделано сколько-нибудь значимых исследований. Публикации по теме, с элементами научно-исследовательского характера, появились в российской периодике только в 80-е гг. XIX в. Первый краткий экскурс по изучаемой проблеме с описанием структуры и частично — функций, возложенных на полицию, предоставляется авторами учебных пособий по полицейскому праву: И. И. Янжулом, В. Ф. Дерюжинским,

H. И. Белявским, И. Т. Тарасовым и др.

Среди наиболее основательных исследований деятельности полицейских органов второй половины XIX-начала XX в.-труды А. Я. Антоновича, И. Т. Тарасова,

I. Моллериуса, В. Йозефи, А. А. Лопухина. Указанные исследования были посвящены функционированию центральных органов полиции; особенности же формирования и деятельности периферийной полиции практически не освещались.

Первые десятилетия советского этапа характеризовались почти полным отсутствием работ, посвященных исследованию как структуры, так и деятельности дореволюционной полиции. Ослабление издательской и архивной цензуры во второй половине 50-60-х гг. привели к возобновлению исследований по рассматриваемой проблеме, но в основном в рамках общих и смежных тем. Среди работ советских историков прежде всего следует назвать работы М. П. Ерошкина,

П. А. Зайончковского, А. И., Р. С. Мулукаева и А. С. Трофимова. Только в 70-80-е годы XX в. тема исследования становится важным объектом внимания советских юристов. Р. с. Мулукаев в своих трудах исследовал становление полиции в Российской империи, проанализировал ее структуру и место в жизни общества. Формированию уголовного и политического розыска в начале XX в. посвящены исследования Д. И. Шинджикашвили. В научных трудах Т. И. Желудковой рассмотрены основные направления деятельности полиции по охране государственного и общественного строя. Работы М. П. Ерошкина, П. А. Зайончковского, И. В. Оржеховского, и. о. Шелкопляса, К. Г, Федорова и О. Н.Ярмыша посвящены вопросам организации и деятельности полицейских учреждений Российской империи и их реформированию. Главное внимание по-прежнему уделяется политической полиции. Исследователи практически не обращаются в полицейские учреждения «национальных окраин».

В конце XX (90-е гг.) — в начале XXI века. вновь возрастает заинтересованность вопросами деятельности полиции и ее устройства в Российской империи в XIX в. Появляются обобщающие работы, в том числе диссертационные, по вопросам функционирования политической полиции, посвященные деятельности общей полиции и ее устройства, уголовному законодательству и его реформированию. В конце XX в. мир увидели работы, в которых нашла отражение деятельность полицейских органов на территории «национальных окраин». Да, в трудах О. Н. Ярмиша освещаются проблемы организации, главные направления, формы и методы работы административно-полицейского аппарата Российской империи, в том числе на территории Украины. А. С. Чайковский и М. Г. Щербак исследовали историю административных органов и полицейско-жандармской системы в Украине, А. А. Самойленко проанализировала деятельность Киевской городской полиции.

Можно констатировать, что количество исследований, посвященных деятельности полицейских органов на территории отдельных городов, которые в значительной степени влияли на развитие общегосударственной полиции, до сих пор остается крайне недостаточным. Это также касается деятельности Одесской городской полиции. Исследования деятельности, организации и становления городской полиции Одессы в конце XVIII-начале XX вв. отдельно не осуществлялись. Однако в трудах А. В. Орлова, А. Я. Комарницкого, К. М. Смоляни нова, А. А. Скальковского, О.И.Дружининой рассматриваются отдельные аспекты становления органов полиции в Одессе. Это прежде всего вопросы, связанные с организацией и деятельностью органов государственного управления и городского самоуправления.

Несмотря на достаточно большое количество исследований, посвященных организации и деятельности полиции Киева, Харькова и Российской империи в целом, все еще неисследованными остаются вопросы связанные с деятельностью Одесской городской полиции. Среди них: причины, ход и последствия реформирования одесской городской полиции в 1876 г.; зарождение и формирование органов судебной и медицинской экспертизы в Одессе; становление и организация уголовного розыска.

Дальнейшие исследования в этом направлении позволят более детально рассмотреть опыт развития и деятельности городской полиции Российской империи в конце XVIII-начале XX вв. и сделать определенные обобщения этого опыта.

Таким образом, более чем за сто лет исследовательской работы историография полицейских органов Российской империи прошла большой и сложный путь развития, достигла стадии монографических разработок, что все же не дает возможности считать ее завершенной в смысле организации деятельности городской полиции. Это касается также и Одесской городской полиции.

Подразделение 1.2.” становление полиции в Российской империи » посвящено истории формирования полицейской системы Российской империи. Рассматриваются главные вехи ее становления, начиная с момента утверждения полиции во времена правления Петра І.

Определенным итогом становления и развития этого важного правоохранительного института в Российской империи XVIII — начала XIX вв. стало создание в общей полицейской системе отдельного подразделения — городской полиции. Органы городской полиции осуществляли административно-политический контроль за населением и территорией городов Российской империи, охраняли общественный порядок и безопасность, занимались борьбой с преступностью. Вместе с этим, органы городской полиции должны были выполнять большое количество неполицейских функций: осуществляли контроль за промышленностью, торговлей, строительством, путями сообщения, санитарной безопасностью, медицинской и ветеринарной помощью, благоустройством городов и тому подобное.

Подраздел 1.3. “Истоки городской полиции в Одессе” содержит фактологический материал о становлении городских сословных и полицейских органов в Одессе, которое заняло довольно длительный промежуток времени и прошло несколько этапов. В 1789-1794 гг. В Хаджибее, за небольшим исключением, власть находилась в руках военных, на которых была возложена также и функция охраны общественного порядка. В 1794-1804 гг. начался процесс формирования органов местного государственного управления и самоуправления, что означало закрепление за городом уже имеющегося населения с обязательством выполнения им городских повинностей и служб. Становление одесской городской полиции завершилось в 1804 г. подписанием Указа о формировании городской полиции Одессы во главе с полицмейстером.

Одесская городская полиция первой половины XIX в. имела такую же структуру, как и полиция других городов Российской империи. Поскольку в Одессе в 1803 г. было введено градоначальство, городская полиция во главе с полицмейстером, после завершения ее формирования, была подчинена градоначальнику.

Второй раздел “Организационно-правовое обеспечение деятельности городской полиции в Российской империи в первой половине XIX века” посвящен структурной характеристике городской полиции, нормативно-правовому обеспечению деятельности н, организации, функциям и деятельности одесской городской полиции и состоит из трех подразделений.

В подразделе 2.1. “Структурная характеристика городской полиции” анализируется структура полицейского аппарата. Главным органом городской полиции в конце XVIII-начале XIX в. была управа благочиния, которая выполняла функции как полицейского, так и судебного органа. Устройство полицейского аппарата в городах определялось “Уставом благочиния”. Руководство полицией возлагалось на губернские власти; в приграничных городах — на комендантов; в столицах полицейское управление контролировал Сенат. К числу функций полиции относились: хранение порядка «благочиния»; наблюдение за выполнением законов и решений местных органов власти, церковных порядков; обеспечение общественного спокойствия.

С начала XIX века право составлять полицейские штаты для каждого города, определять количество частей, кварталов, сотрудников, размеры должностных окладов передавалось Министерству внутренних дел.

Стоит отметить, что большинство мер по расширению штатного расписания, улучшению материально-технического обеспечения полицейских подразделений принималась с опозданием и часто неадекватно существующей криминогенной ситуации. Полиция продолжала осуществлять несвойственные правоохранительным органам функции, что мешало ей заниматься главным делом — борьбой с преступностью. Осложняла ситуацию неурегулированность вопросов оперативно-розыскной деятельности, взаимодействия между городской и уездной полицией. Неудовлетворительное материальное и финансовое обеспечение не давало возможности привлекать к службе квалифицированные кадры. Нижние чины относились к своим обязанностям как к своеобразному наказанию. Вакансии полиции часто комплектовались негодными уже к военной службе нижними военными чинами. Офицерский состав также имел трудности с комплектованием. Среди дворянства довольно распространенной была точка зрения о не благородности службы в полиции. Поэтому большинство дворян, даже если и выходили в военную отставку, не спешили становиться полицейскими. Отдельной проблемой было нормативно-правовое обеспечение деятельности полиции. Все эти недостатки тормозили поступательное развитие городской полиции.

Подраздел 2.2. «Нормативно-правовое обеспечение деятельности городской полиции» посвящен характеристике и анализу нормативных актов, на основании которых формировалась и действовала городская полиция.

Отмечается, что для эффективной деятельности городской полиции важное значение имело ее обеспечение необходимой нормативно-правовой базой, в рамках которой выделяются общегосударственные и региональные законы и подзаконные акты. Среди первой группы наиболее важными являются “Учреждения о губернии (1775); “Устав благочиния или полицейский” (1782); “Положение о городской полиции” (1803). Последнее, в частности, утвердило механизмы формирования Министерством внутренних дел штатного расписания для каждого города, определения им количества частей, кварталов, сотрудников, размеров должностных окладов. Понятие преступления, виды преступлений, наказания и тому подобное определялись “Заключением о наказаниях уголовных и исправительных” (1845).

Закрепленные в Своде законов Российской империи и «заключении о наказаниях уголовные и исправительные» нормы права оставались практически неизменными до

реформы полиции 1862 г., а недостатки их реализации определили направление необходимых изменений.

Региональные нормативно-правовые акты помогали решать отдельные организационные вопросы деятельности городской полиции в пределах определенных административно-территориальных единиц.

В подразделении 2.3, «организация, функции и деятельность Одесской городской полиции» отмечается, что Одесская городская полиция первой половины XIX в. имела структуру обычного полицейского учреждения любого из городов Российской империи. Основными видами преступлений, характерными для Одессы исследуемого периода, были кражи, контрабандная торговля, подделка и изготовление фальшивых денег и документов, фальсификация товаров, мошенничество, грабежи, разбойные нападения на окраинах города, проституция.

Противодействовать преступлениям полиция пыталась несколькими средствами. Так, в Одессе был создан врачебно-полицейский комитет, который должен был присматривать за проститутками, контролировать их здоровье и предотвращать распространение венерических заболеваний; в 1844 г. был увеличен штат канцелярии военного губернатора и сумму денег на содержание одесской городской полиции; в 1852 г. в составе городской полиции был установлен Временный стол для оперативного завершения уголовных дел в Одессе. В борьбе с вооруженными шайками преступников одесская полиция довольно часто пользовалась помощью военных.

Третий раздел “Реформирование городской полиции во второй половине XIX-начале XX вв.” состоит из четырех подразделов и освещает реформирования полицейской системы Российской империи в 60-х гг. XIX вв., структурные и функциональные изменения городской полиции в начале XX века, реформирования одесской городской полиции в 1876 г. и создание в ее структуре сыскного отделения.

В подразделении 3.1.” полицейская реформа 60-х гг. XIX в. рассмотрено содержание полицейской реформы, ее как положительные, так и отрицательные аспекты.

Осуществленный анализ позволил утверждать, что реформа полиции 1862 г., как и большинство реформ 60-70-х гг. XIX в. имела незавершенный характер. Частично она улучшила деятельность полиции, но не решила всех проблем, которые стояли перед ней. Несмотря на это, главная цель реформы все же была достигнута: деятельность полицейских учреждений была приспособлена к новым условиям общественно-экономического и политического развития империи. Неизменным осталось главное назначение полиции — сохранение общественного спокойствия и охрана общественного порядка.

Главными последствиями реформы можно считать: во-первых, более четкую законодательную определенность полицейских функций «Временными правилами»; во-вторых, изменения в административно-территориальной структуре полиции (создание вместо городской и земской полиции в каждом уезде уездных полицейских управлений); в-третьих, отделение от полиции функций суда и предварительного следствия (были переданы суду и судебным следователем) и функций благоустройства (переданы органам земского и городского самоуправления). В подразделении 3.2. и реформирования одесской городской полиции в 1876 г.” отмечается, что городская полиция Одессы, после проведения полицейской реформы 1862 г., также осталась с проблемами, которые реформой не были решены: низкие оклады нижних чинов; отсутствие профессиональной подготовки полицейских кадров; небольшой штатное расписание и др. Нерешенность большинства этих проблем существенно мешала развитию ее деятельности в будущем.

Дальнейшее реформирование одесской городской полиции было обусловлено многими факторами: общеимперской реформой полиции; еврейскими погромами, что требовали усиления надзора за настроениями населения; постоянным ростом преступности, в частности, в пригородных районах.

Реформирование 70-х годов XIX века. коснулось в первую очередь штатного расписания городской полиции, о чем свидетельствует увеличение количества полицейских чиновников, в частности нижнего звена (нижние чины, тайные агенты и тому подобное). Важным было также внедрение института полицейских урядников, основной задачей которых было наблюдение за порядком в собственной округе, принятие оперативно-розыскных мероприятий, профилактика преступлений.

Важными элементами реформирования одесской городской полиции были: внедрение адресных столов и института прописки; создание отдельного подразделения — одесской пригородной полиции. Нерешенными остались проблемы количества личного состава и его качественной профессиональной подготовки.

Подразделение 3.3. структурные и функциональные изменения городской полиции в начале XX в. посвящено анализу дальнейшего реформирования подразделений городской полиции.

Пытаясь удержать сложную социально-экономическую ситуацию под контролем, правительство в начале XX века. усиливал аппарат общей полиции, как и в предыдущий период, путем увеличения количества полицейских чиновников, изменения структуры полицейских органов и их функций.

Городская полиция Одессы начала XX века. претерпела определенные изменения: рост количества полицейских чиновников, создание новых структурных подразделений, увеличение контрольно-надзорных функций, охрана общественного порядка во время массовых акций граждан. Стоит отметить также начало использования одесской городской полицией специально тренированных собак для розыска преступников; организацию кабинетов научно-судебной медицинской экспертизы.

Конкретизируется ряд функций городской полиции, среди которых — санитарная функция (содействия местному ветеринарному врачу в проведении мероприятий предупреждения заболевания животных) и функция охраны имущества и сохранения общественного порядка (внедрение института ночных сторожей).

Подраздел 3.4. “Создание и деятельность сыскного отделения в структуре Одесской городской полиции” продолжает предыдущий подраздел исключительно на материалах Одессы, акцентируя внимание на создании и деятельности в Одессе сыскного отделения.

Возникновения уголовного розыска как отдельного структурного подразделения в пределах Одесской городской полиции было обусловлено резким ростом преступности во второй половине XIX века. Розыскные отделения был внедрен во многих губернских городах империи, в том числе в Одессе, в течение 1902-1913 годах. Правительство пыталось несколько раз реформировать уголовный розыск, что имело определенные положительные результаты в борьбе с преступностью. Однако, как показала практика, работе сыскного отделения мешали чрезмерная централизация и бюрократизация и, в определенной степени, взяточничество.

К положительным чертам работы уголовного розыска начала XX в. следует отнести введение им новых научных достижений (антропометрия, дактилоскопия, фотография, графология); поддержание связей с полицейскими учреждениями других стран; обмен информацией с полицейскими службами в пределах империи; пользование агентурной сетью.

Эффективность работы сыскной полиции Одессы базировалась на принципах качественной профессиональной подготовки сотрудников уголовного розыска.

Выводы

В выводах излагаются итоги исследования и приводятся его важнейшие результаты, в частности следующие:

1. Становления городской полиции в Российской империи произошло во времена правления Петра i И было тесно связано с бурным развитием городов, их ориентацией на европейские стандарты жизни.

2. Формирование городских сословных и полицейских органов в Одессе было подчинено общим законам становления и развития городской полиции Российской империи. Однако развитие одесской городской полиции в XIX в. при реформировании структуры и нормативно-правового обеспечения ее деятельности характеризовалось определенными особенностями.

3. Главным органом городской полиции в конце XVIII — начале XIX века. была Управа бпагочиння — полицейский и судебный орган. Структура, функции, полномочия полицейского аппарата в городах определялись “Уставом благочиння”. Руководство полицией возлагалось на губернские власти; в приграничных городах — на военных комендантов; в столицах полицейское управление контролировал Сенат.

4. Нормативно-правовую базу городской полиции составляли общегосударственные и региональные законы и подзаконные акты. Среди первой группы наиболее важными были “Учреждения о губернии” (1775); “Устав благочиния или полицейский” (1782); “Положение о городской полиции” (1803). Последнее, в частности, утвердило механизм формирования Министерством внутренних дел штатного расписания для каждого города, определения им количества частей, кварталов, сотрудников, размеров должностных окладов. Региональные нормативно-правовые акты помогали решать отдельные организационные вопросы в пределах определенных административно-территориальных единиц.

5. Определенным итогом становления и развития полиции в Российской империи в XVIII — начале XIX века. стало создание Министерства внутренних дел, которое через подчиненных ему губернаторов осуществляло административно-политический контроль за населением всей Российской империи, организовывало охрану общественного порядка, занималось борьбой с преступностью.

6. Необходимостью совершенствования существующей полицейской системы, социально-экономическими причинами, в частности многочисленной миграцией в города большого количества только что освобожденного крестьянства без земли, была вызвана полицейская реформа 1862 г. Главными последствиями реформы можно назвать: во-первых, более четкую, по сравнению с “Уставом благочиния”, законодательную определенность полицейских функций “Временными правилами”; во-вторых, изменения в административно-территориальной структуре полиции (создание вместо городской и земской полиции в каждом уезде уездных полицейских управлений); в-третьих, отделение от полиции функций суда и предварительного следствия (переданы суду и судебным следователем) и функций благоустройства (переданы органам земского и городского самоуправления).

7. В Одессе, в результате осуществления полицейской реформы и принятия городового положения в 1863 г., произошел переход многих надзорных и контролирующих функций органов городского самоуправления. Важным было то, что передача части функций городской полиции органам городского самоуправления способствовало формированию в их структуре собственных полицейских подразделений. В частности, в Одессе была создана городская торговая полиция и городская хозяйственная полиция.

8. Реформирования одесской городской полиции в 1876 г. было обусловлено рядом факторов: общеимперской реформой полиции; еврейскими погромами, что требовало усиления надзора за настроениями населения; постоянным ростом преступности, в частности, в пригородных районах.

9. Реформа привела к: увеличению количества полицейских чиновников, в частности нижнего звена (нижние чины, тайные агенты и др); внедрение института полицейских урядников, основной задачей которых был надзор за порядком в собственной округе, употребление оперативно-розыскных мероприятий, профилактика преступлений; внедрение адресных столов и института прописки; создание одесской пригородной полиции.

10. Сложная политическая и социально-экономическая ситуация в начале XX века. привела к определенным структурных и функциональных изменений одесской городской полиции: рост количества полицейских чиновников; создание новых структурных подразделений, увеличение контрольно-надзорных функций; охрана общественного порядка во время массовых акций граждан; использование специально тренированных собак для розыска преступников; внедрение кабинетов научно-судебной медицинской экспертизы; применение новых научных методов раскрытия преступлений.

13. Среди многих функций Одесской городской полиции в начале XX в. одними из важнейших были санитарная функция (содействие местному ветеринарному врачу во внедрении мер предотвращения заболевания животных) и функция охраны имущества и порядка (внедрение института ночных сторожей).14. Ростом активности преступного мира и деятельностью против него одесской городской полиции в течение второй половины XIX века. было обусловлено возникновение в 1902 г. уголовного розыска как отдельного структурного подразделения в пределах одесской городской полиции. Одесский уголовный розыск (наряду с петербургским и московским) стал образцом при внедрении в 1908 г. сыскных отделений в других городах Российской империи.

В целом можно утверждать, что одесская городская полиция была материалом для апробации экспериментальных нововведений во время реформирования полиции в Российской империи. Об этом свидетельствует, например, создание в Одессе торговой полиции на 7 лет раньше, чем в других городах; введение в 1876 г. в штатное расписание одесской полиции отдельной статьи (1000 руб.) на розыскную деятельность; внедрение в Одессе в 1871 г. адресных столов и института прописки, что позже было распространено на всю империю; создание в Одессе в 1902 г. на 6 лет раньше, чем в других городах Российской империи, отделение уголовного розыска.