Сотрудничество МВД с правоохранительными органами стран-участниц СНГ в борьбе с организованной преступностью и коррупцией в сфере экономики на современном этапе развития украинского государства

Украина, став независимой, провозгласила построение нового демократического общества со всеми свободами действий, среди прочего и в сфере экономических и других отношений. Были разрушены или взорваны старые государственные институты власти, за провозглашенной свободы действий произошли почти неуправляемые процессы в развитии государственного управление, повлекшее хаотические процессы в экономике, финансовой и социальных сферах.

Начался спад производства, появился дефицит оборотных средств в государстве и тому подобное. При такой неуправляемости в обществе одновременно началась и хаотичная приватизация (которую впоследствии в народе назвали «прихватизацией») и другие мошеннические акции первичного накопление капитала. В последнее время начался уже процесс перераспределения богатств
путем рейдерства и т. др.
Таким образом, на современном этапе развития нашего государства объективны и субъективные факторы закономерно породили значительные масштабы организованной преступности
и коррупции, между прочим в ее наиболее опасных проявлениях, которыми является транснациональная организованная преступность и коррупция.
Анализируя состояние разработанности этой проблемы в современной историко-правовой науке, необходимо отметить, что внимание проблемам организованной преступности уделяли и
уделяют Л. В. Багрий-Шахматов, В. М. Бурлаков, Л. Д. Гаухман, Г. М. Геворгян, В. В. Голина, И. М. Даньшин, А. И. Долгова, А. Ф. Долженков, В. М. Дремин, Н.А. Журавлев, Н.А. Зелинская, С. М. Иншаков, А. А. Кваша, М. В. Корниенко, А. Н.Костенко, Н. М.
Кропачев, В. М. Кудрявцев, Н.Ф. Кузнецова, В. В. Лунеев, Г. М. Миньковский, Н.А. Орловская, В. А. Туляков, л. Шелли, В. Эминов и др.
Опубликованы работы по вопросам исследования феномена организованной преступности и связанной с ней коррупции, освещаются вопросы противодействия этим опасным для дальнейшего развития нашего государства явлениям, хотя ученые в основном осуществляют чисто юридический анализ нормативно-правовой базы, предоставляя определение форм и
методов борьбы с ними.
В то же время вопросы, связанные с изучением проблем международного сотрудничества правоохранительных органов в борьбе с этим опасным видом преступности в научном плане, остаются малоисследованными именно в историческом аспекте. При современных условиях развития украинского государства борьба с организованной преступностью является не только уголовно-правовой проблемой, но и приобретает политического характера, обусловливающего необходимость изучения и освещения этой проблемы в исторической науке.
Таким образом, указанная проблема является актуальной и заслуживает более глубокого внимания со стороны украинских ученых. Цель работы заключается в дальнейшем развитии исследования процесса сотрудничества МВД с правоохранительными органами стран-участниц СНГ в борьбе с
транснациональной организованной преступностью и коррупцией на современном этапе развития украинского государства.
Начиная непосредственное освещение проблемы, отметим, что несмотря на то, что наше государство уже 18-й год является независимым, и по сей день отсутствует национальная программа
построения нового общества в Украине на базе распада социалистической системы социального и культурного развития прошлого.
Поэтому в большинстве случаев в современных условиях построение новой формации общества в Украине происходит
путем опрометчивого внедрения в практику, а зачастую преднамеренного, целенаправленного и искаженного копирования капиталистических систем западных государств без учета специфической плоскости их применения-посткоммунистической среды и идеологии.
Все это привело к тому, что организованная преступность и коррупция прочно
укоренились в обществе, стали элементами системы общественных отношений и частью
его бытие. А все потому, «… что настоящий порядок в стране не нужен почти никому,
кроме самого народа Украины» [1].
Таким образом, на современном этапе развития общественных отношений предстали сложные и
масштабные задачи по совершенствованию деятельности специальных подразделений МВД,
других правоохранительных органов по повышению эффективности их деятельности в борьбе с
организованной преступностью и коррупцией, неконтролируемый уровень которых является угрожающим
для национальной безопасности Украины.
Высшей формой профессионализма современной преступности следует считать организованную
преступность, смыслом которой является приспособленность к выживанию и обеспечению наибольшей
результативности деятельности.
Организованная преступность, как отмечалось на VIII Конгрессе ООН по предупреждению
преступности (Гавана, август-сентябрь 1990 года), представляет прямую угрозу
национальной и международной безопасности, стабильности, государственности. Она компрометирует
социальные и экономические процессы в государстве, что имеет результатом потерю доверия к
демократических преобразований. Организованная преступность продолжает процветать и
фактически распространила свое влияние за пределы национальной юрисдикции [2].
Характерным признаком и одновременно условием успешности и масштабности деятельности
организованной преступности является коррупция. Обобщая мнение отечественных и зарубежных
ученых-правоведов о роли коррупции в организованной преступности, во-первых,
можно прийти к выводу, что коррупция — это одно из средств, используемых субъектами
организованной преступности. К тому же коррупция является одним из элементов механизма
выживания и развития субъектов организованной преступности [3]. Во-вторых, большинство ученых-правоведов рассматривает коррупцию как метод, с помощью которого субъекты организованной преступности проникают в государственные и общественные институты с целью
их трансформации и нейтрализации [4].
Следовательно, можно заключать, что коррупция является элементом системы обеспечения
деятельности организованной преступности, в частности внешней поддержки, защиты от
социального контроля, проникновения в легальную экономику и политическую власть. Это
позволяет организованным преступным сообществам не только иметь информацию,
необходимую для осуществления их деятельности и содействия контролируемым ими фирмам и
организациям, получать помощь в противодействии деятельности правоохранительных органов, но и
влиять на законодательную, исполнительную и судебную сферы жизнедеятельности государства.
Масштабы коррупции в мире огромны. Так, например, Всемирный банк оценивает объем
коррупционных услуг в мире в один трлн. дол. [5].
Рост международной организованной преступности и связанной с ней коррупции все
больше беспокоит международное сообщество. В документах международных организаций
указывается на неразрывную взаимосвязь коррупции и организованной преступности и
сформулированы рекомендации по повышению эффективности борьбы с организованной
преступностью при условии уделения особого внимания борьбе с коррупцией. Так, ООН
одним из стратегических направлений предупреждения организованной преступности определяет
изучение проблем борьбы с коррупцией. В принципах, принятых восьмым Конгрессом
ООН «О руководящих принципах предупреждения организованной преступности и
борьбы с ней», непосредственно указывается, что «необходимым условием разработки программ
по предупреждению преступности есть исследование проблем коррупции, ее причин, характера,
последствий, взаимосвязи с организованной преступностью и мер по борьбе с
ею » [6]. Это дает нам основания утверждать, что в мире сегодня имеется четкое
осознание того, что политико-экономические последствия распространения этих негативных
явлений могут привести к чрезвычайно опасным последствиям, вплоть до потери
суверенитета отдельных государств, что, бесспорно, касается и украинской государственности.
Особой формой организованной преступности являются транснациональные группы,
включают в сферу деятельности территории вне страны своего базирования. При этом
они используют для своей деятельности более благоприятные условия других стран
(правовые, экономические, социальные), чтобы заниматься поставкой нелегальных товаров и
услуг на рынки с целью получения максимальной прибыли [7].
Анализируя истоки и особую опасность для становления и развития
украинской государственности транснациональной коррупции и организованной преступности,
необходимо отметить, что их усиление обусловлено значительным количеством разноплановых
факторов – расширением международной экономической деятельности, совершенствованием средств
связи, увеличением масштабов международных перевозок, растущими миграционными
потоками, существенными разногласиями в национальных законодательствах, формированием
свободных экономических зон. Интернационализация коррупции и организованной преступности
приобретает воплощение в распространении рынков сбыта наркотических средств, похищенных предметов,
оружия, других незаконных предметов и услуг, легализации преступных доходов, организации
нелегальной миграции, международных финансовых аферах и др. Необходимо отметить, что
наравне с активизацией деятельности отечественных организованных преступных группировок
происходит и встречный процесс укрепления иностранных мафиозных организаций на
территории Украины как в традиционных сферах их деятельности, так и в сфере легальной
экономики. Основными целями деятельности международных преступных группировок, на нашу
мнение, есть обмен преступным опытом, совершение преступлений за пределами страны,
выделение сфер преступной деятельности, «отмывание» незаконно полученных в
процессе преступной деятельности средств, уклонение от уголовной ответственности за
пределами страны.
Необходимо признать, что масштабность деятельности международной преступности сейчас
влияет на социально-экономическую и даже политическую структуру украинского государства. С
этих позиций отечественные правоведы определяют, что организованная преступность является
наибольшим образом развитой групповой формой преступности, имеющей целью
создание и приведение в действие системы (структур, механизмов, благоприятных условий и др.)
скрытого покорения общества противоправным корпоративным интересам
криминальной среды [8]. В конце концов, необходимо обратить внимание на то, что
разработанные международным сообществом мероприятия имеют абстрактный характер и не
предусматривают кардинальных изменений, направленных на устранение негативных последствий этих
двух взаимосвязанных факторов.
Итак, деятельностью транснациональных организованных преступных сообществ,
координацией их действий с преступными организациями нашей страны, обеспечением
«каналов переправки незаконных товаров и услуг можно объяснить необходимость
международного сотрудничества правоохранительных органов в борьбе с этим опасным
видом преступности.
Анализируя состояние международного сотрудничества МВД с правоохранительными органами других
государств, и прежде всего стран-участниц СНГ, необходимо отметить, что одной из предпосылок
их деятельности стало формирование нормативно-правовой базы для борьбы с этим
опасным явлением. Как свидетельствуют последние исследования организованной преступности,
организованные группы и преступные объединения, будучи связанными с незаконными
операциями по перемещению через государственные границы материальных и нематериальных
средств, которые имеют результатом существенную экономическую выгоду, используя благоприятную
рыночную конъюнктуру других государств, значительные расхождения в системах уголовного
правосудие разных стран, современные коммуникационные технологии, банковские системы
электронных расчетов, проникают в легальную экономику других стран с помощью
коррупции и насилия.
Учитывая опасность организованной преступности для развития
демократического правового государства Украины, 19 июня 2003 г. под № 964-IV был принят
Закон Украины» Об основах национальной безопасности Украины», который в настоящее время действует в
редакции Закона Украины от 15 декабря 2005 г. № 3200-IV. В Законе указано, что
распространение коррупции, взяточничества в органах государственной власти, сращивание бизнеса и
политики, организованной преступной деятельности представляет угрозу национальным интересам
и государственной безопасности Украины [9].
Попытку определить, дефинировать понятие организованной преступности на территории СНГ
было сделано в Законе Республики Беларусь «О мерах борьбы с организованной
преступностью и коррупцией» от 26 июня 1997 г.: «Организованная преступность – наиболее
опасная форма преступности, выражающаяся в создании деятельности организованных
преступных групп и преступных организаций». Также необходимо обратить внимание на то, что
большинство стран-участниц СНГ приняло специализированные законы по борьбе с
коррупцией, среди них, в дополнение к Республике Беларусь, Азербайджан, Грузия
(официально вышла из СНГ), Казахстан, Молдова, Таджикистан, Киргизия. В некоторых
государствах приняты соответствующие концепции борьбы с коррупцией, например, Государственная
стратегия борьбы с коррупцией в Кыргызской Республике.
Одним из важнейших направлений сотрудничества в рамках правоохранительных органов
СНГ есть борьба с экономической преступностью. Это обусловлено тем, что свойственно многим
странам экс-СССР усиление тенизации социально-экономических процессов объективно
превратилось в одну из самых реальных угроз государственности. Масштабы явления
поражают: так, по данным МВД России, организованная преступность контролирует 40%
частных и 60% государственных предприятий, от 50% до 85% банков, практически каждый
сектор экономики находится под ее влиянием. По результатам исследований, до 905
украинских фирм находится под контролем преступных группировок [10].
Сейчас развитие тесных торгово-экономических отношений между государствами СНГ
требует поиска путей более эффективного взаимодействия правоохранительных органов в отношении
защиты экономики от преступных посягательств. Именно поэтому возникает необходимость в укреплении
сотрудничества подразделений борьбы с экономической преступностью стран Содружества как на
центральном, так и региональном уровнях.
Одним из примеров такого сотрудничества стала встреча министров внутренних дел
Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины, состоявшейся 6-7 декабря 2006
года в Минске. Эта встреча показала, что уровень взаимодействия органов внутренних дел наших
стран в сфере борьбы с экономической преступностью характеризуется постоянным
динамическим развитием, что в целом способствует защите интересов трех государств. Система
взаимодействия, сложившаяся на это время, способствовала достижению определенных положительных результатов,
однако вполне очевидной является необходимость ее углубления. Прежде всего это обусловлено тем,
экономическая преступность все больше приобретает транснациональный характер, а значит
несет в себе угрозу национальной безопасности трех государств.
Отметим, что отношения между тремя близкими в историческом и духовном плане
странами традиционно строятся на добрососедской основе, а национальные интересы
определяются не только географической близостью, но и взаимодополняемым
хозяйственным комплексом, причем объемы внешнеторговых отношений
увеличиваются. Итак, можно прийти к выводу, что в контексте минской встречи
обсуждалась перспектива насущных многосторонних контактов, которые могли дать
возможность комплексно и масштабно решать самые актуальные задачи по противодействию
криминалитета.
Необходимо отметить, что принятые в то время Президентом и правительством Украины меры
позволили притормозить процесс тенизации нашей экономики, что, соответственно, положительно
сказалось на бюджете государства. Дальнейшие задачи по уменьшению нелегального
сектора экономики были связаны, прежде всего, с вытеснением криминалитета с
наиболее прибыльных отраслей хозяйства, в частности транспорта, сферы использования
недр, спиртоводочной промышленности; ограничением возможностей финансово-кредитной и
банковской систем по легализации «грязных» денег; борьбой с масштабными
мошенничествами в расчетах по внешнеэкономическим контрактам. Причем
актуальными уже в 2006 году для Украины стали проблемы рейдерства, стимулированные
несовершенством отечественного законодательства, и вопросы, связанные с лицами, объявленными в межгосударственный розыск [11].
Таким образом, системность, непрерывность взаимодействия правоохранительных ведомств
Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины дает возможность целенаправленно,
комплексно и квалифицированно решать общие масштабные задачи, возложенные на
органы внутренних дел. Отмечая важность таких трехсторонних встреч,
проведенных в их ходе переговоров и активного обмена мнениями, необходимо
отметить, что они продлили традиции сотрудничества между украинскими, белорусскими и
российскими правоохранителями. Бесспорно, они способствовали успешному решению
многих конкретных вопросов взаимодействия по различным направлениям борьбы с преступностью.
Основными направлениями такого сотрудничества в современных условиях является, прежде всего, противодействие
преступлениям, связанным с внешнеэкономической деятельностью, среди прочего с хищением
бюджетных средств. Еще одно из приоритетных направлений – пресечение незаконного
перемещение товаров через государственную границу, то есть борьба с контрабандой;
совместных мер по борьбе с уголовным отмыванием средств, полученных
преступным путем; противодействие и прекращение преступности в сфере интеллектуальной
собственности и компьютерных технологий; борьба с изготовлением и распространением
контрафактной продукции; борьба с подделкой денег. Таковы направления дальнейшей
сотрудничества отражено в протоколах совместных действий по результатам встреч руководителей служб
БЕЗ стран содружества [12].
В Украине, как и на территории ее партнеров по Содружеству, криминалитет все шире
использует международные теневые и «рейдерские» схемы получения значительных материальных
ресурсов, сверхприбылей и легализации доходов. Поэтому возникла острая необходимость
совершенствование взаимодействия правоохранительных органов на магистральных направлениях
декриминализации экономических отношений. Прежде всего, по мнению отечественных правоохранителей, это касается противодействия отмыванию доходов, добытых преступным путем;
защиты законных имущественных прав граждан и экономических интересов субъектов
независимо от форм собственности и страны регистрации; борьбы с
контрабандой; соблюдение законности в сфере интеллектуальной собственности, а также
борьбы с компьютерной преступностью.
Осознавая, что противодействие легализации грязных доходов невозможно без действенной
сотрудничества в области финансового мониторинга и контроля за незаконным оборотом денежных
средств, МВД Украины предложило создать перечень коммерческих структур с
криминальными капиталами, после чего организовать и осуществить совместные мероприятия с
отслеживание и документирование преступных финансовых потоков.
Так называемое рейдерство очень быстро превратилось в крайне актуальную и масштабную
проблему для Украины, поскольку тесно связано с деятельностью коррумпированных должностных лиц
из госструктур, а нередко опирается и на интересы международных уголовных
инвесторов. Подтверждением тому служат как попытки, так и факты установления
контроля криминальных структур над рынком «Озерка» в Днепропетровске, объектами
рекреационных зон Крыма, отдельными стратегическими для государства предприятиями
(скажем, областными энергетическими компаниями). Удачный опыт преодоления этой проблемы наработан российскими коллегами, что дает возможность украинским
правоохранителям изучить его и наладить регулярный взаимообмен информацией
в отношении лиц и структур, причастных к такому бизнесу.
Следующий общий приоритет — борьба с компьютерной преступностью, довольно
новым для нас явлением, возникшим с внедрением в экономику современных
информационных и телекоммуникационных технологий. Конечно, это требует максимально
эффективного информационного обеспечения противодействия таким преступлениям, внедрение в
практику правоохранительных»ноу-хау». В частности, представители МВД Украины изучили
опыт с целью внедрения в деятельность аналогичных подразделений механизма работы
российского Национального контактного пункта, в котором сосредотачивается вся информация
относительно этого вида преступлений [13].
В марте 2009 года на встрече глав МВД Беларуси, Украины и Российской
Федерации, состоявшейся в Минске, была достигнута договоренность о том, что
правоохранительные органы в условиях мирового кризиса будут теснее взаимодействовать в борьбе с
преступностью. Экономики трех стран зависимы друг от друга и должны усилить
контроль и оперативно-розыскную деятельность, чтобы не допустить мошенничеств. Особую
внимание будет уделено кредитно-финансовой сфере, чтобы все средства, направленные на
поддержку субъектов хозяйствования, доходили до конкретных получателей, чтобы не
допустить остановки производств, массовых увольнений, социальных беспорядков [14].
Важнейшей новацией для правоохранительной системы Украины стало основание в
составе МВД антикоррупционного бюро.
В конце 2006-начале 2007 года одной из форм борьбы с международной
экономической преступностью и контрабандой стала общегосударственная оперативнопрофилактическая отработка. К его проведению было привлечено более 48 тысяч работников МВД, из них около 2.6 тысячи — военные ВВ, которым помогало 23
тысячи представителей других министерств и ведомств. Они смогли проверить около
330 тысяч объектов, среди них более 46 тысяч рынков, 102 тысячи магазинов и заведений
торговли, 17 тысяч аптек, 45 тысяч развлекательных заведений, 38 тысяч гостиниц и
общежитий, более 13 тысяч АЗС и тому подобное.
Цель операции — улучшение криминогенной ситуации в стране, предотвращение
контрабанде, распространению некачественных, нелицензионных потребительских товаров (также
подакцизных) и продовольствия, фальсификата и их реализации в торговой сети
страны, что должно способствовать защите интересов национального потребительского рынка. Также к
приоритетов этой акции отнесли противодействие нелегальной миграции, детской беспризорности,
торговли людьми, незаконному распространению оружия и наркотиков. К проведению
операции были привлечены более 20 ведомств. Следствием этой работы стало существенное
приостановление контрабандного товаропотока [15].
Однако, несмотря на определенные успехи органов внутренних дел стран-участниц СНГ в
борьбе с организованной преступностью и коррупцией, решающего перелома на
этом направлении их деятельности не произошло. Научный анализ и изучение опыта
международного сотрудничества МВД Украины с правоохранительными органами других государств в
борьбе с коррупцией и организованной преступностью позволяет прийти к выводам, что
эффективность всей правоохранительной системы Украины и МВД в частности, несмотря на постоянную
активизацию усилий, не соответствует темпам, которыми развиваются общественно-экономические
отношения в государстве. Имеется количество разрозненных, слабо скоординированных в своих действиях
правоохранительных органов в государстве является малопродуктивной в конечном итоге. МВД
Украина в нынешнем виде не выполняет всех функций, возложенных на правоохранительные
органы большинства европейских стран. Исходя из этого, необходимо наращивать
усилия на пути международного сотрудничества МВД Украины с правоохранительными
структурами других стран, повышать качество антикриминальной работы соответствующих
подразделений органов внутренних дел, осуществить проведение реформы всей системы
МВД, которая уже давно назрела. РЕЗЮМЕ
В статье проанализированы отдельные аспекты деятельности МВД Украины по
международного сотрудничества с правоохранительными органами стран-участниц СНГ. Подано
характеристику феномена организованной преступности и связанной с ней коррупции,
рассмотрены направления международного сотрудничества МВД с правоохранительными органами стран СНГ в борьбе с организованной преступностью и коррупцией в сфере экономики на
современном этапе развития украинского государства. Автор пришел к выводу, что необходимо
сосредоточить усилия на пути международного сотрудничества МВД Украины
правоохранительными структурами других стран; повышать качество антикриминальной
работы соответствующих подразделений органов внутренних дел; осуществить реформу всей
системы МВД, необходимость которой уже давно назрела. ССЫЛКИ И ПРИМЕЧАНИЯ:
1. У нас есть все для того, чтобы быть успешными: выс. Премьер-министра Украины на
телеканале «Интер» / / Урядовый курьер. – 2007. – № 241. – С. 2.
2. Рецензия на книгу: Джужа А. Н., Василевич В. В., Кулакова Н.В. и др. организованная
преступность в Украине и странах Европы: пособие / М. А. Погорецкий; по общ. ред.
проф. А. М. Джужи. – К.: Киевск. нац. ун-т внутр. дел, 2007. – 248 с.
3. Долговой А. И. Организованная преступность / А. И. Долговой, С. В. Дьякова. – Об.:
Юридическая литература, 1989. – 182 с.
4. Наумов Ю. Г. Коррупция и организованная преступность: методологические аспекты
/ Ю. Г. Наумов / / Вестник Московского университета МВД России. – 2008. – № 6.
— С. 117.
5. Номоконов В. А. Коррупция в современной России и перспективы борьбы с ней /
В.А.Номоконов // Следователь. – 2009. – № 2. – С. 33.
6. Сборник стандартов и норм Организации Объединенных Наций в области
предупреждения преступности и уголовного правосудия. — Нью-Йорк: ООН, 1992.
7. Никитенко А.И. Некоторые особенности противодействия организованной преступности /
А. И. Никитенко / / научный вестник Днепропетровского государственного университета
внутренних дел. – 2007. – № 2. – С. 175.
8. Там же. – С. 175-176. 9. Об основах национальной безопасности Украины: Закон Украины // Официальный вестник
Украины. – №29. – 2003. – Статья 7 [Электронный ресурс] –
10. Никитенко А. И. некоторые особенности противодействия организованной преступности /
А. И. Никитенко / / научный вестник Днепропетровского государственного университета
внутренних дел. – 2007. – № 2. – С. 174.
11. Минские договоренности министров // Именем Закона. — 2006. — № 50. — С. 3.
12. Материалы рабочей встречи руководителей служб БЕЗ МВД Украины, Российской Федерации
и Республики Беларусь / / милиция Украины. – 2007. – № 5. – С. 1.
13. Материалы встречи министров МВД стран СНГ в Баку // Именем Закона. – 2007. – №
37. — С. 3.
14. Антикризисный пакт: Информация по результатам встречи глав МВД Беларуси,
Украины и Российской Федерации // Именем закона. – 2009. – № 10. – С. 2.
15. Материалы брифинга в МВД Украины // Именем Закона – 2007. – № 1. – С. 6.