Милиция Украины на страже экономических интересов независимого государства

В советское время борьба с преступностью в экономической сфере была возложена на Управление по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией МВД СССР (УССР). В сентябре 1991 года в связи с изменениями, которые произошли в экономике республики прежнее наименование службы перестало отвечать в полном объеме выполняемым ею задачам. Управление по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией было переименовано в Управление по защите экономики от преступных посягательств МВД Украины.

5 июля 1993 года постановлением Кабинета Министров Украины на базе службы защиты экономики от преступных посягательств МВД Украины была создана Государственная служба борьбы с экономической преступностью (ГСБЭП). ГСБЭП стала составляющей криминальной милиции системы МВД Украины. В составе МВД было сформировано Главное управление ГСБЭП МВД Украины. Основными задачами вновь созданной службы стали: своевременное прекращение преступлений в области экономики и упреждения; анализ и прогнозирование криминальных процессов в экономике и своевременное информирование о них органов государственной власти; выявления и пресечения фактов сокрытия доходов от налогообложения; выявление причин и условий, способствующих совершению правонарушений в области экономики, и принятие мер к их устранению.

С первых лет независимости милиция Украины вынуждена была вести суровую и жестокую борьбу с преступными посягательствами на экономику молодого государства. В условиях кризиса экономики произошло перераспределение доходов и собственности в пользу теневых структур и отдельных граждан, вставших на путь незаконного обогащения. Возросло количество хищений государственной и общественной собственности, разбойных нападений, грабежей, краж личного имущества, нарушений правил торговли. Процветало взяточничество, не действовали принятые законодательные акты по защите экономических интересов граждан. Преступные формирования во многих областных центрах и крупных городах фактически взяли под контроль ситуацию на вещевых и продовольственных рынках, насильственным путем устанавливали и поддерживали высокие цены на промышленные товары и продукцию сельхозпроизводства, искусственно создавали дефицит товарной массы. Особенно острая ситуация сложилась в 1992 — 1993 гг. на рынках городов Киева, Одессы, Днепропетровска, Харькова, Донецка, Запорожья, Луганска.

Дальнейший переход к рыночным отношениям сопровождался резким смещением преступных устремлений в сторону экономической сферы. Широкое распространение получили махинации с материалами, сырьем, оборудованием, готовой продукцией через действующие и фиктивно созданные кооперативы, малые и совместные предприятия. Все это побудило руководство МВД Украины принять ряд организационных и практических мер, которые позволили несколько ослабить криминальное давление на экономику государства. Прежде всего было проведено кадровое и техническое укрепление подразделений, которые вели борьбу с экономической преступностью, что существенно сказалось на результатах их деятельности. В течение 1991 г. и первой половины 1992 г. подразделениями милиции по борьбе с экономической преступностью в новых коммерческих структурах было выявлено 2 769 корыстных преступлений.

В это время налаживаются первые международные связи украинской милиции в борьбе с экономическим криминалом, которые сразу дали положительный результат. В июне 1992 года в денежном обращении государства появились фальшивые купоно-карбованцы Национального банка Украины. Способ изготовления и количество одновременно фальшивых купонов, которые поступили в обращение, а также методика их сбыта свидетельствовали о наличии хорошо организованных, глубоко законспирированных мобильных групп фальшивомонетчиков. Для их обнаружения и обезвреживания были созданы оперативно-розыскные группы в УВД Республики Крым, Харьковской, Полтавской, Запорожской, Винницкой, Кировоградской и других областей, а на всей территории Украины была проведена операция “Темп”. Руководство работой возглавил первый заместитель министра внутренних дел Украины Корнийчук В. М. в результате активной оперативной работы были получены данные, свидетельствовавшие о тесных связях фальшивомонетчиков с преступным миром Республики Польши и Беларуси. Благодаря высокому профессиональному мастерству оперативных и следственных работников ОВД Украины, Польши и Беларуси, их самоотверженности и настойчивости была успешно проведена одна из крупнейших межгосударственных операций, в результате которой было обезврежено опасную преступную организацию и ликвидировано центр изготовления фальшивых денег в Польше. За причастность к фальшивомонетничеству арестован 31 человек, изъято фальшивых купонов на сумму 18,5 млн. руб.

Анализ оперативной обстановки и статистических данных по борьбе с экономической преступностью свидетельствует, что особенно обострилась криминогенная ситуация в экономике государства во второй половине 90-х гг.

Наиболее криминализированной стала финансово-банковская сфера. Преступность в ней на протяжении недолгой истории нашего государства неуклонно растет. Анализ данных полицейской статистики свидетельствует о том, что в кредитно-банковской сфере, особенно начиная со второй половины 90-х годов доминирующей стала тенденция к росту числа противоправных деяний, связанных с изъятием значительных средств, и присвоения их преступными элементами. Об этом красноречиво свидетельствуют цифры сравнительной статистики 1996 — 1997 гг. В банковских учреждениях в 1997 г. органами милиции было разоблачено 4 687 преступлений (увеличение по сравнению с 1996 г. вдвое). Если в 1995 г. в финансово-кредитной системе было выявлено 362 преступления, из которых 92 совершенные организованными преступными группами, то в 1996 г., соответственно, — 3721 и 244, в 1997 г. — 6227 и 361, а в 1998 г. — 8539 и 750.

С развитием государства банковская сфера требовала все большего внимания подразделений борьбы с экономической преступностью. Проведенный на основе материалов проверок и уголовных дел анализ дает основания констатировать, что наиболее распространенными преступлениями, которые совершались в банковских учреждениях и на борьбе с которыми сконцентрировала свои усилия милиция нашего государства, стали злоупотребления служебным положением, мошенничество заемщиков с финансовыми ресурсами, в том числе в сговоре с должностными лицами банков, служебный подлог, хищения средств и имущества. Объектом посягательства стали кредитные ресурсы и фонды, имущество, находящееся в залоге и имущество самих банков.

В начале 1999 г. в Украине функционировало примерно 230 банков и более 2000 филиалов. Милицейская статистика свидетельствует, что преступные посягательства в этой сфере в конце 90-х гг. достигли неслыханного развития. Как уже отмечалось, подразделениями по борьбе с экономической преступностью в 1996 г. было обнаружено 3721 преступление в финансово-кредитной системе (из них в банковской сфере — 2118), в 1997 г. — 6227 (из них в банковской сфере — 4687). В 1998 г. произошел всплеск преступных проявлений в финансово-кредитной сфере — 8539 преступлений, из них в банковской — 6112, во внешнеэкономической — 1796 и в сфере приватизации — 2471. Таким образом, количество выявленных сотрудниками милиции Украины преступлений в финансово-кредитной системе выросла на 37,1% (с 6227 — в 1997 г. к 8539 — в 1998 г.), во внешнеэкономической сфере — на 44,3% (с 1245 до 1796) в сфере приватизации — на 22,1% (с 2023 до 2471 преступлений). Именно для этой сферы были наиболее характерны злоупотребления служебным положением, когда за крупные взятки им давались нецелевые или беспроцентные кредиты, лицензии на различные виды незаконной деятельности, приватизировались за бесценок государственные объекты.

Так, в начале 1995 г. работниками УБОП УМВД Украины в Днепропетровской области разоблачены и задержаны руководители преступной группы, которые организовали фирму для совершения противоправных действий с финансовыми ресурсами. С использованием поддельных документов ими в 1994 г. получены кредиты в банках г. Днепропетровска на общую сумму 15 млрд. руб. Полученные средства использовались на покупку и присвоение валюты на общую сумму 180 тыс. долларов сша. 18 января 1995 года руководители преступной группы были задержаны. Приведенные цифры и пример свидетельствуют об активном противодействии милиции Украины преступным посягательствам на экономику нашего молодого государства.

Преступный мир использовал значительное количество методов получения теневых (незаконных доходов). Наиболее распространенными среди них в разные периоды новейшей истории Украины стали: использование фальшивых платежных документов; подделка банковских гарантий; нецелевое использование банковских кредитов; хищение платежных средств; взяточничество, связанное с предоставлением кредитов, уменьшением процентных ставок, ускорением прохождения финансовых документов; подделка денег; “отмывание” грязных денег; валютные спекуляции на бирже; незаконное получение льготных кредитов; фиктивные трастовые операции; различные виды мошенничества с бюджетными средствами и деньгами населения. Результаты деятельности милиции показали, что банковская система стала центральным звеном в технологической цепи “отмывания” капиталов, полученных преступным путем. Подразделения борьбы с экономической преступностью повели решительную борьбу с попыткой преступного мира сформировать параллельную банковскую систему для отмывания денег.

В середине 90-х гг. органы милиции принимали мер, направленных на профилактику и разоблачение хищений в трастовых компаниях, доверительных обществах и других организациях, привлекавших средства граждан. Масштабы криминальной деятельности этих небанковских финансовых учреждений приобрели неслыханного размаха. От их деятельности пострадало около 1,7 млн. вкладчиков, которым нанесен ущерб на 155,5 млн. грн., почти 25 млн. долларов села, более 350 тыс. немецких марок. Как правило, это были наименее социально защищенные люди — пенсионеры, безработные, малообеспеченные, которые доверили мошенникам свои небольшие сбережения, надеясь на те сверхбольшие проценты, которые они обещали.

Одной из причин такого положения дел стало то, что органами милиции долгое время работа по профилактике и раскрытию преступлений в указанных учреждениях должным образом не была организована. Принятые профилактические меры оказались недостаточными и неадекватными ситуации, сложившейся в сфере инвестиционной деятельности. Уголовные процессы, что происходили в этих учреждениях, фактически находились вне поля зрения оперативных служб милиции. Наибольший ущерб гражданам нанесла деятельность закрытого акционерного общества «Украинский Дом Селенга “и негосударственного пенсионного фонда” Обериг», генеральные представительства которых находились в г. Харькове. Только в 1996 г. следственными подразделениями ОВД расследовалось 18 уголовных дел против должностных лиц указанного общества и фонда. После принятия соответствующих мер следственными подразделениями органов внутренних только в 1995 году было расследовано более 100 уголовных дел этой категории. К уголовной ответственности было привлечено 83 должностных лица, преступными действиями которых нанесен ущерб на сумму, эквивалентную почти 180 мил. долларов. В 1997 г. следственными органами расследовалось уже 131 уголовное дело указанной категории. Объявлен розыск 62 обвиняемых. Органами милиции разыскано и привлечено к уголовной ответственности 16 обвиняемых были объявлены в розыск. И в том, что эта преступная деятельность была приостановлена, есть немалая заслуга подразделений борьбы с экономической преступностью МВД Украины.

Милиция Украины во второй половине 90-х гг. проводила большую работу для установления действенного контроля за сферой внешнеэкономической деятельности как коммерческих, так и государственных предприятий, которые, получая на этом поприще сверхприбыли, пытались львиную их часть в валюте оставить на личных счетах за рубежом. Так, в том же 1995 г. в иностранных банках осело, не попав в государственный бюджет, около 4 млн. долларов села выручки от вывезенной продукции и сырья. Следственными аппаратами было возбуждено около 200 уголовных дел по фактам сокрытия валютной выручки.

На конец 2000 г. в Украине 87 686 субъектов предпринимательства вели активную внешнеэкономическую деятельность (далее ВЭД) с иностранными партнерами более чем 190 стран мира. Соответствующими службами милиции было установлено, что более 7 тыс. субъектов ВЭД имели задолженность по экспортно-импортным операциям на общую сумму 1,5 млрд. долларов, в пересчете на национальную валюту -8,25 млрд. гривен, что составляет около 10% от общей суммы внешнеторгового оборота. Только по итогам 2000 г. ОВД Украины в сфере ВЭД было разоблачено 1998 преступлений, что на 12,1% больше аналогичного периода 1999 г., из них — 36 фактов сокрытия валютной выручки, 328 хищений в особо крупных размерах и 145 фактов взяточничества. Наиболее активно вели борьбу с преступлениями в этой сфере милицейские подразделения в г. Киеве, Днепропетровской, Луганской, Одесской, Львовской и Харьковской областях. Благодаря принятым мерам удалось вернуть в Украину валютные и материальные ценности на сумму, эквивалентную 80,3 млн. долларов. В то же время необходимо отметить, что ориентирование руководителей ГСБЭП лишь на уголовном преследовании не способствовало существенному повышению роли службы в решении проблемы возврата валютных средств из-за рубежа.

Следующее важное направление, на котором сосредоточили свое внимание подразделения борьбы с экономической преступностью — борьба с преступным сокрытием денежных средств от налогообложения.

Как это ни прискорбно признавать, за годы независимости в экономической сфере криминалитет установил свою налоговую систему. В конце 90-х годов мафия осуществляет контроль коммерческой и в значительной части государственной торговой сети. В связи с этим потребители вынуждены платить на 20 — 30% больше за товары и услуги. По разным оценкам валютный оборот теневых структур составил 8-10 млрд. долларов, теневая экономика была источником прибыли 75% населения Украины, 60% капитала — в руках криминальных структур, 90% фирм — под влиянием криминальных группировок. Существование и развитие теневой экономики имеет и другие негативные последствия. Прежде всего, это уменьшение платежей в бюджет за счет неуплаты налогов. По подсчетам экономистов, в государственную казну Украины из-за неуплаты налогов не поступало до 60% доходов, получаемых предприятиями, организациями и фирмами. Это могло бы покрыть значительную часть (70%) дефицита бюджета Украины и решить ряд важных социальных проблем. Фактически граждане Украины за свой счет содержат две параллельные власти — легитимную и уголовное.

Г оловянные усилия подразделения борьбы с экономической преступностью сосредоточили на противодействии уклонениям субъектов хозяйствования от уплаты налогов. Так, благодаря решительным действиям сотрудников милиции в бюджет в 1995 г. было внесено 20 трлн. руб. (около 100 млн. долларов села). В дальнейшем органы милиции начали проводить совместные операции с подразделениями Государственной налоговой администрации. Только в 1997 г. проведено 12 тыс. таких совместных операций, по результатам которых государству возвращено почти 10 млн. грн., передано для реализации товарно-материальных ценностей на 29 млн. грн.

В то же время необходимо отметить, что несмотря на определенные успехи, удельный вес выявленных тяжких преступлений в экономической сфере, например, в 1996 г. составила только около 30%, а преступлений, совершенных группой лиц, —  11%, хищений в крупных и особо крупных размерах — 9,5%, что подтверждало ориентацию большинства подразделений ГСБЭП УМВД на валовые показатели в работе, которые на защиту экономических интересов государства существенно не влияли. Подтверждением тому стало то, что в 1996 г., по завершенным производством уголовным делам в УМВД Украины в Ровенской, Винницкой, Черкасской областях, на Донецкой и Приднепровской железных дорогах, почти вдвое уменьшилось количество раскрытых преступлений, совершенных группами лиц.

Поэтому начиная с 1997 г. с целью повышения качества борьбы с экономической преступностью личный состав оперативных служб милиции постепенно переориентировался на первоочередное разоблачения наиболее опасных преступлений, крупномасштабных корыстных злоупотреблений в стратегически важных ключевых отраслях экономики, ситуация в которых непосредственно влияла и влияет на экономическую и политическую стабильность в государстве. Усилия ГСБЭП сосредоточились на разоблачении замаскировавшихся тяжких корыстных преступлений в кредитно-финансовой и банковской системах, внешнеэкономической деятельности, топливно-энергетическом комплексе, на действенном сопровождении инвестиционных программ, процессов приватизации, целевом использовании кредитных, валютных ресурсов, профилактике хищений средств, выделенных на заработную плату, стипендии, пенсии, на существенном усилении борьбы с взяточничеством и коррупцией. Установлено, что отныне работа подразделений ГСБЭП начала оцениваться по количеству выявленных тяжких преступлений, в первую очередь в приоритетных направлениях, с учетом количества оконченных и направленных в суд дел, привлечении к уголовной ответственности лиц, обеспечения возмещения нанесенных государству убытков и реального экономического эффекта. Эти требования стали определяющим критерием оценки работы милицейских коллективов по принципу: не количество, а качество.

Все это позволило органам милиции Украины в течение 1997 г. почти вдвое (по сравнению с 1996 г.) увеличить количество раскрытых преступлений экономической направленности в финансово-кредитной сфере и банковских учреждениях, топливно-энергетическом комплексе, внешнеэкономической деятельности, в сфере приватизации. Это подтверждается цифрами милицейской статистики. Почти 15 тыс. (или в два раза больше) преступлений было выявлено в определяющих направлениях оперативно-розыскной деятельности. Обеспечено возмещение ущерба на сумму более 250 млн. три. За совершение экономических преступлений было привлечено к ответственности 42,3 тыс. человек, из которых каждый десятый — руководитель различных звеньев, каждый четвертый орудовал в группах. Особенно весомые успехи были достигнуты в 1999 г. Так, было выявлено 9,6 тыс. преступлений в финансово-кредитной системе, из них в банковских учреждениях — 6,5 тыс. В 2000 г. в финансово-кредитной системе было разоблачено 8959 преступлений, из них 4124 — в банковской сфере.

В новейшей истории Украины следующей приоритетной задачей милиции стала проблема совершенствования защиты приватизационных процессов, прежде всего защита стратегически важных для государства объектов. С 1993 г. в Украине продолжался процесс приватизации государственного жилищного фонда, шла приватизация приусадебных земельных участков. Началась земельная реформа, связанная с процессом паевания земли, которая была в коллективной собственности сельскохозяйственных предприятий. Формировался фондовый рынок, который обеспечивал свободное обращение средств в форме пенных бумаг.

Процесс разгосударствления, приватизация как элементы рождения новой экономики в новом государстве проходили и проходят для Украины довольно болезненно. Криминальные силы с самого его начала стремились направить их в свою пользу. Основными видами преступлений, с которыми повела борьбу милиция Украины, стали незаконные списания основных и оборотных средств, ценного оборудования в период подготовки к приватизации с последующей их незаконной передачей различным коммерческим структурам и физическим лицам; это и уменьшение оценочной стоимости объектов под предлогом банкротства, перевод на счета псевдокомерційних структур под фиктивные сделки значительных денежных сумм с последующим их присвоением. Только в 1995 г. в этой сфере было выявлено более 500 правонарушений.

Преступный мир не обошел своим вниманием и сферу малой приватизации, где основным видом преступления стало незаконное уменьшение реальной стоимости объектов приватизации в преступном сговоре с должностными лицами местных органов приватизации. Полученные во время незаконной приватизации средства в дальнейшем использовались преступным миром для приватизации рентабельных предприятий с современной технологией, продукция которых пользовалась повышенным спросом. Реализуя программу Президента Украины по обеспечению рыночных преобразований, МВД совместно со Службой безопасности, Генеральной прокуратурой Украины обеспечило сферу приватизации оперативным контролем.

Сегодня процесс приватизации постепенно переходит на стадию денежной приватизации, что может осложнить и без того непростую криминогенную ситуацию в сфере разгосударствления собственности. В связи с этим одной из первоочередных задач милиции Украины стало обеспечение прозрачности процесса приватизации, а особенно — усиление защиты интересов государства после начала большой приватизации. О серьезности положения дел в этой области нами уже сказано выше. Дело в том, что криминалитет проявил повышенный интерес к приватизации высокорентабельных, общественно значимых предприятий. При этом отдельные организованные преступные формирования с региональными и международными связями пытались и пытаются присвоить, в то же время за бесценок, крупные предприятия во время денежной приватизации. Особое внимание этим процессам уделялось со стороны криминализированных структур России, Западной Европы, села и прежде всего в стратегически важных для экономики и безопасности Украины государственных предприятий, объектов энергетического, нефтеперерабатывающего комплексов, металлургической и перерабатывающей промышленности, самолетостроительной и т.д.

Особенно весомых успехов в этом направлении подразделения борьбы с экономической преступностью опять-таки достигли в конце 90-х годов. На этом этапе во исполнение требований Президента Украины была разработана и внедрена в практику новая форма деятельности в борьбе с экономической преступностью — программы оперативного сопровождения процесса приватизации, инвестиционных программ, экспорта металлов, угля, спирта и другой конкурентоспособной продукции, произведенной на отечественных предприятиях. Так, в Программе оперативного сопровождения процесса приватизации, которая была разработана и воплощалась в жизнь в 1997 г., главное внимание уделялось обеспечению прозрачности приватизационного процесса, усиления защиты интересов государства во время большой приватизации. Следствием реализации этой программы стала значительная активизация борьбы с преступностью в этой сфере. Об этом свидетельствуют данные милицейской статистики. Вдвое больше выявлено фактов взяточничества, почти втрое — хищений в крупных и особо крупных размерах. Было привлечено к уголовной ответственности 149 должностных лиц органов государственной власти и управления, совершивших преступления в процессе разгосударствления собственности. В 1998 г. таких преступлений было разоблачено уже в 1,6 раза больше, чем в предыдущем. Эта тенденция нашла продолжение и в 1999 г., когда в ходе оперативного сопровождения процессов приватизации было раскрыто почти 2,9 тыс. преступлений, убытки от которых составили более 68,2 милл., из которых почти 16 мл. было возмещено.

Например, в 1999 г. На Донетчине был разоблачен и приговорен к 10 годам лишения свободы начальник Макеевского представительства Фонда государственного имущества Украины, который требовал взятки за решение вопроса приватизации объектов коммунальной собственности по заниженной стоимости. Следствием доказано 4 факта получения злоумышленником взяток на сумму 8 тыс. долларов и 4 тыс. грн. Динамика таких преступлений свидетельствует о том, что количество их неуклонно росло в тех регионах, где сконцентрирован промышленный потенциал государства. Так, по данным той же милицейской статистики в Донецкой, Днепропетровской, Харьковской, Одесской, Луганской областях и в столице было раскрыто более половины преступлений от общего количества совершенных в процессе приватизации в течение 1997 — 1999 гг.

Вообще должностные лица местных администраций органов приватизации, предприятий и учреждений постоянно “добавляли работы” подразделениям по борьбе с экономической преступностью. Вот статистика только в 1997 г. Выявлено 144 факта взяточничества, 525 — хищений, совершенных должностными и материально-ответственными лицами, из них — 315 в крупных и особо крупных размерах. Среди желающих нагреть руки на приватизационных процессах было выявлено 358 руководителей разных рангов и даже 14 работников контролирующих органов. Кроме того, выявлено 149 должностных лиц органов государственной власти и управления, совершивших преступления в процессе разгосударствления собственности. Было расследовано 27 уголовных дел в отношении сотрудников региональных подразделений Фонда госимущества Украины, в частности, в Винницкой, Днепропетровской, Закарпатской, Киевской, Луганской, Львовской, Николаевской, Полтавской, Тернопольской областях и Киеве. Разоблачено и 495 преступлений, связанных с незаконным оборотом приватизационных бумаг, в ходе расследования которых у правонарушителей было изъято более 20 тысяч приватизационных и компенсационных сертификатов.

Но несмотря на определенные успехи деятельность спецподразделений милиции по предотвращению преступных проявлений в сфере приватизации оставалась такой, что не соответствовала масштабам этой проблемы. Поэтому указанное направление и теперь остается приоритетным в оперативно-розыскной работе милиции Украины.

Милицейскими подразделениями постоянно разрабатываются новые методологические подходы к путям борьбы с экономической преступностью. Это нашло свое отражение в том, что была создана система отслеживания процессов, которые происходили в экономике государства. Если раньше работа милиции строилась таким образом, что подразделения защиты экономики шли от лица к преступлению, то с 1996 -1997 гг. стратегия борьбы была трансформирована в направлении создания соответствующих информационных полей, которые бы отслеживали, например, энергетический рынок государства, инвестиционные процессы. Все это ощутимо активизировало работу милиции в направлении профилактики и прекращения экономической преступности. Как видно из приведенных выше цифр, в течение 1993 — 1998 гг. Результаты этой деятельности возросли более чем на половину.

Увеличение в экономической сфере капиталов криминального происхождения, преступных доходов привело к неконтролируемому росту количества имущественных и тяжких насильственных преступлений, в основе которых лежит борьба преступных группировок за каналы незаконного обогащения, установление и разделение сфер влияния, перераспределение полученных прибылей, собственности, и одновременно — к расширению финансовой, хозяйственной и должностной преступности. Обычно предоставление кредитов, ускорение прохождения финансовой документации сопровождалось взятками. Так, в 1999 г. работниками милиции разоблачен директор Оболонского филиала АО “Укринбанк”, который за открытие кредитной линии получил от директора ЗАО “Фрегат — 96” взятки в сумме 8,8 тыс. гривен. Преступник приговорен к 10 годам лишения свободы. В целом в 1999 г. подразделения борьбы с экономической преступностью выявили уже 1,7 тыс. фактов мошенничества с финансовыми ресурсами. В это время появились так называемые “компьютерные преступления”, хищения денежных средств с помощью кредитных карточек и т. п.

Новым направлением деятельности оперативных подразделений милиции, начиная с 1999 г., стало выполнение поручения Президента и Правительства Украины отработать крупные предприятия, которые имели стратегическое значение для государства и задолжали бюджету значительные суммы денег. В частности, было установлено 376 стратегически важных предприятий, которые задолжали государству более 3,7 млрд. гривен. На этих предприятиях выявлено 274 коммерческие структуры, которые работали при них и задолжали им более 136 млн. гривен. В процессе оперативной отработки на проверенных предприятиях и в упомянутых коммерческих структурах было разоблачено 650 корыстных преступлений. К уголовной ответственности были привлечены почти 700 человек, из которых 380 — должностные лица предприятий-должников, более 100 коммерческих структур и 12 — контролирующих органов.

Немалых усилий спецподразделения по борьбе с экономической преступностью приложили для выполнения требований Указа Президента Украины от 18 июня 1994 года “О неотложных мерах по возврату в Украину валютных ценностей, которые незаконно находятся за ее пределами”. Значимость этого направления деятельности определяется тем, что по оценкам специалистов, как уже отмечалось, общая сумма средств и ценностей, вывезенных за пределы государства, составляла в то время 20 — 25 млрд. долларов села. Поэтому МВД Украины совместно с другими правоохранительными ведомствами спланировало и провело комплекс мер с целью возврата таких валютных средств и привлечении к ответственности виновных в этом лиц. созданы и начали действовать рабочие группы по комплексной отработке объектов угольной промышленности и энергетики в Донецкой и Одесской областях. Реализация этой Программы только в 1997 г. дала возможность разоблачить более тысячи корыстных преступлений на рынке нефтепродуктов и около 600 — на других объектах топливно-энергетического комплекса. Соответствующие программы оперативного сопровождения топливно-энергетического комплекса были отработаны и в 1998 — 1999 гг. В зоне пристального внимания органов милиции в это время находились вопросы пресечения правонарушений на украинском рынке газа, нефтепродуктов, а также нарушений, связанных с рынком электроэнергии. Это позволило уже в 1998 г. разоблачить более 4,2 тыс. корыстных преступлений на объектах топливно-энергетического комплекса, ущерб от которых составил более 10 млн. гривен.

Хватало проблем и в угольной промышленности Украины. Это и устаревшее технологическое оборудование и устаревшая технология. Но ситуация ухудшалась из-за деятельности криминалитета, убытки от которого достигали миллионов гривен. И все это на фоне динамичных негативных процессов в шахтерских коллективах, что требовало от милиции Украины постоянно уделять внимание проблемам отрасли. Так, по инициативе органов милиции в течение 1996-1997 гг. было проведено 727 документальных ревизий и проверок, выявлено незаконных расходов, недостач и хищений на сумму более 16 млн. грн. На 147 предприятиях угольной отрасли выявлено хищений на сумму 1 млн. 313 тыс. грн. В следственные органы было передано 79 дел. Проведенный анализ имеющейся информации показал, что ОВД со второй половины 90-х гг. Постепенно начали контролировать реальную обстановку, а самое главное — экономическую ситуацию в стране. И здесь приоритетным направлением оставался энергетический комплекс.

Не менее криминогенным, чем рынок энергоносителей, был и остается в новейшей истории Украины рынок подакцизных товаров, все, что связано с ввозом, вывозом и производством алкогольных напитков. О масштабах незаконной деятельности дельцов теневого бизнеса, которые прилагают значительные усилия к тому, чтобы контролировать распределение спирта, изготовления алкогольных напитков и их реализацию с целью получения неконтролируемых государством доходов, и о напряженной работе милиции с целью противодействия им говорят такие факты. За 11 месяцев 1997 г. на предприятиях, занимавшихся производством спирта, алкогольных напитков, а также их реализацией, было разоблачено почти 1,2 тысячи корыстных преступлений. И еще столько же фактов производства и реализации фальсифицированных алкогольных напитков. У правонарушителей было изъято 170 тысяч декалитров спирта и 93 тысячи декалитров алкогольных напитков, 43 тысячи декалитров алкогольных фальшивок. Только в первом полугодии 1998 г. было разоблачено 371 преступление, связанное с рынком спирта. Из незаконного оборота изъято 622 тонны спирта и 136 тонн фальсифицированных спиртных напитков и других товарно-материальных ценностей на сумму почти 10 милл. гривен. В следующем 1999 г. в результате действий ОВД разоблачено уже 535 преступлений на рынке спирта. Из незаконного оборота было изъято 756 тонн спирта, 107 тонн фальсифицированных алкогольных напитков.

Одним из самых тяжких преступлений во всем мире всегда считалось фальшивомонетничество. Не обошло оно и экономику современной Украины. Во второй половине 90-х годов на территории нашего государства существенно возросло количество фактов сбыта фальшивых украинских денежных знаков и иностранной валюты, что подрывало экономику государства, стимулировало инфляционные процессы. Поэтому подразделения ГСБЭП постоянно проводили и проводят работу, направленную на профилактику и выявление таких преступлений. Только в течение 1996 г. спецподразделениями милиции было разоблачено 17 преступных групп, в состав которых входило 48 человек, причастных к сбыту фальшивок. Наибольшее распространение сбыт фальшивых денег приобрело в Волынской, Донецкой, Житомирской, Днепропетровской, Николаевской, Запорожской, Ивано-Франковской, Львовской, Луганской, Ровенской, Сумской, Тернопольской областях, в г. Киеве.

Анализ возбужденных уголовных дел и оперативной информации, поступавших в МВД Украины со второй половины 90-х гг., показал распространение злоупотреблений при использовании бюджетных средств. Значительная часть этих преступлений совершается на предприятиях государственной формы собственности. Борьба с этими преступлениями в современных условиях стала еще одним приоритетным направлением деятельности ГСБЭП. Ведь злоупотребления в бюджетной сфере создавали дополнительные условия для хищений, обостряли социально-экономические отношения в государстве. А пустой бюджет — это сворачивание важных социальных программ, несвоевременная выплата пенсий, стипендий и денежных пособий, сокращение штата государственных служащих.

Необходимо отметить, что в деятельности подразделений ГСБЭП в этом направлении накопилось много существенных недостатков. Контрольно-ревизионной службой Украины в 1997 г. было обнаружено использованных не по назначению бюджетных средств на сумму 1 млрд. гривен, в 1998 г. эта цифра составляла 800 млн. гривен, которые прошли без внимания органов милиции. В том же 1998 г. разоблачено лишь 50 преступлений, связанных с нарушением законодательства о бюджетной системе Украины.

Острой проблемой, что крайне негативно влияла на социально-экономическое положение в государстве на протяжении всех лет независимости, является несвоевременность поступления средств в бюджет и, как следствие, задержки с выплатой заработной платы, пенсий, стипендий и адресных субсидий наименее обеспеченным категориям населения. Поэтому одним из сугубо социально ориентированных направлений деятельности органов милиции в борьбе с преступностью в сфере экономики стало не только предотвращение нецелевого использования бюджетных средств, но и борьба со злоупотреблениями в использовании средств, предназначенных для выплаты заработной платы, пенсий, стипендий, материальной помощи наиболее малоимущим группам населения. О том, что ОВД Украины в процессе своего становления достигай определенных успехов в этом направлении работы, говорят такие факты. Только в 1996 г. было обнаружено 1,8 тыс. преступлений в этой сфере, в том числе 983 хищения, из которых 411-в крупных и особо крупных размерах, 152 факта взяточничества, 466 должностных злоупотреблений и 140 мошенничеств с финансовыми ресурсами. Был возмещен ущерб, вызванный преступлениями, на сумму более 80 млн. гривен.

А вот результаты 1997 г. милицией Украины было разоблачено более 1,5 тыс. преступлений, связанных с нецелевым использованием и распределением бюджетных средств, 60% которых было возмещено. Установлено более 200 фиктивных коммерческих структур, которыми за пределы государства перечислено более 190 млн. гривен. Проверена деятельность более 20 тыс. коммерческих структур. По результатам каждой второй проверки МВД Украины были возбуждены уголовные дела. В 1999 г. во время проведения ревизий в 9,5 тыс. бюджетных учреждений и организаций, по данным Главного КРУ, выявлено около 330 млн. гривен незаконно использованных бюджетных средств, хищений денег и материальных ценностей на сумму почти 23 млн. гривен. В ОВД передано около 3,5 тыс. материалов ревизий и проверок.

Одной из важных составляющих бюджета нашего независимого государства является денежный вклад крупных стратегических предприятий, прежде всего тех, которые в силу своего положения на внутреннем и внешнем рынках могут существенно влиять на финансово-экономическую ситуацию в государстве. Анализируя результаты деятельности этих предприятий, особенно в конце 90-х гг., это влияние трудно признать положительным. Дело в том, что большинство предприятий стратегического значения не только не помогли государству, но и нанесли ему значительный ущерб, оказавшись в числе должников. Аналогичную «отдачу» получило государство и от многочисленных коммерческих структур, созданных при этих предприятиях.

Подразделения Государственной службы по борьбе с экономической преступностью прибегли к анализу этой ситуации с целью выяснить причины образования задолженности стратегических предприятий перед бюджетом. Результатом этой работы стало разоблачение около 700 корыстных преступлений, совершенных в этой сфере. Среди них — хищения государственного и коллективного имущества должностными и материально-ответственными лицами, взяточничество, нарушение законодательства о бюджетной системе Украины, мошенничество с финансовыми ресурсами. К уголовной ответственности были привлечены не только должностные лица предприятий-должников и коммерческих структур, но и представители контролирующих органов, которые проверяли эти предприятия. Было обеспечено постепенное погашение задолженности. Непростая ситуация сложилась и на селе. Если в 1990 г. в Украине убыточными были 51% КСП, то в 1999 г. таких предприятий насчитывалось уже около 85%. Одного этого факта достаточно, чтобы понять, какое смятение чинилось все эти годы в агропромышленном комплексе. Работники подразделения борьбы с экономической преступностью столкнулись с тем, что с вступлением в силу Указа Президента по вопросам реформирования агропромышленного комплекса возросло количество преступлений и в этом секторе экономики, где только в 1999 г. было обнаружено полторы тысячи руководителей различных звеньев (в основном колхозов, КСП, которые разворовывали государственное имущество и обманывали дольщиков или будущих владельцев). Все это привело к обострению криминогенной ситуации на сельскохозяйственных предприятиях. Причиной этого стало то, что реформирование собственности на селе, осуществление хозяйственной деятельности через бартерные операции с коммерческими структурами на поставку горючего, удобрений и расчеты за них руководители КСП часто использовали для собственного обогащения. Совершали они это через “общий язык” с коммерсантами и за определенную плату, действуя вопреки интересам членов агропредприятий, заключали убыточные сделки на поставку ресурсов, предоставления в аренду земли, занимались другими видами противоправной деятельности. А все это приводило к многолетним невыплатам заработной платы и непоступлениям значительных средств в бюджет. Только в 1999 г. в аграрном секторе ОВД было раскрыто около 6,7 тыс. корыстных преступлений. К ответственности было привлечено более 7 тыс. человек, противоправными деяниями которых отрасли причинен ущерб на сумму около 31 млн. гривен. Силами ОВД 78 % этих средств было возмещено.

К сожалению, подобные преступления не обошли и промышленные предприятия. В ответ на это органы внутренних дел Украины развернули работу для привлечения к ответственности лиц, которые непосредственно причастны к хищению бюджетных средств, предназначенных для выплат зарплат, пенсий, стипендий и тому подобное. Так, в 1999 г. В Запорожской области было возбуждено уголовное дело в отношении председателя одного из городских советов, который дал указание перечислить с расчетного счета горсовета на счет акционерного общества для приватизации магазина более 2 млн. гривен, которые предназначались для выплаты заработной платы работникам бюджетных организаций города. Убытки были полностью возмещены. Следующий пример — из деятельности работников Донецкой милиции. На одной из железнодорожных станций в 1999 г. была разоблачена преступная деятельность бухгалтера расчетного отдела локомотивного депо, который выполнял обязанности кассира цеха экипировки, и кассира депо. Эти лица, составляя фиктивные ведомости на выплату заработной платы подставным лицам, похитили по месту работы более 136 тыс. гривен.

В конце 90-х гг. деятельность подразделений борьбы с экономической преступностью получила новые приоритеты. В соответствии с решениями Координационного комитета по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, требований Президента Украины этими приоритетами было признано борьбу с тяжкими преступлениями в стратегически важных, бюджетогенерующих отраслях экономики. Основное внимание оперативных подразделений сегодня сосредотачивается на раскрытии таких преступлений в кредитно-финансовой, банковской системах, в сферах внешнеэкономической деятельности, приватизации бюджетной и энергообеспечения, в аграрно-промышленном секторе, а также в базовых отраслях экономики. При этом главным критерием эффективности деятельности ГСБЭП стало возмещение ущерба по направленным в суд уголовным делам.

Проанализировав статистику деятельности милиции в направлении борьбы с экономическими преступлениями за период 1995 — 2000 гг., можно сделать вывод, что часто количественных показателей раскрытия правоохранители достигали за счет статистики незначительных преступлений. В конце 90-х гг. в результате принятых мер ситуация начала меняться. Благодаря целому комплексу организационно-практических мероприятий, которые были проведены ОВД Украины, упрочилась тенденция роста числа раскрытых преступлений в сфере экономики, в том числе тяжких преступлений. Так, если из 65 322 преступлений, раскрытых в экономической сфере в 1998 г., каждый третий был тяжким, то в 2000 г. из 48,4 тыс. раскрытых корыстных преступлений почти половина (21,8 тыс.) Именно тяжкие. Вырос и уровень возмещения материального ущерба: из установленных 294,8 млн. по законченным магазинам более 2 млн. гривен, которые предназначались для выплаты заработной платы работникам бюджетных организаций города. Убытки были полностью возмещены. Следующий пример — из деятельности работников Донецкой милиции. На одной из железнодорожных станций в 1999 г. была разоблачена преступная деятельность бухгалтера расчетного отдела локомотивного депо, который выполнял обязанности кассира цеха экипировки, и кассира депо. Эти лица, составляя фиктивные ведомости на выплату заработной платы подставным лицам, похитили по месту работы более 136 тыс. гривен.

В конце 90-х гг. деятельность подразделений борьбы с экономической преступностью получила новые приоритеты. В соответствии с решениями Координационного комитета по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, требований Президента Украины этими приоритетами было признано борьбу с тяжкими преступлениями в стратегически важных, бюджетогенерующих отраслях экономики. Основное внимание оперативных подразделений сегодня сосредотачивается на раскрытии таких преступлений в кредитно-финансовой, банковской системах, в сферах внешнеэкономической деятельности, приватизации бюджетной и энергообеспечения, в аграрно-промышленном секторе, а также в базовых отраслях экономики. При этом главным критерием эффективности деятельности ГСБЭП стало возмещение ущерба по направленным в суд уголовным делам.

Проанализировав статистику деятельности милиции в направлении борьбы с экономическими преступлениями за период 1995 — 2000 гг., можно сделать вывод, что часто количественных показателей раскрытия правоохранители достигали за счет статистики незначительных преступлений. В конце 90-х гг. в результате принятых мер ситуация начала меняться. Благодаря целому комплексу организационно-практических мероприятий, которые были проведены ОВД Украины, упрочилась тенденция роста числа раскрытых преступлений в сфере экономики, в том числе тяжких преступлений. Так, если из 65 322 преступлений, раскрытых в экономической сфере в 1998 г., каждый третий был тяжким, то в 2000 г. из 48,4 тыс. раскрытых корыстных преступлений почти половина (21,8 тыс.) Именно тяжкие. Вырос и уровень возмещения материального ущерба: из установленных 294,8 млн.  По законченным производством уголовными делами возмещено 99,2%, то есть 292,4 млн.

Таким образом, можно сделать вывод, что подразделения борьбы с экономической преступностью в современных условиях и в дальнейшем будут сосредотачивать свое внимание на тяжких преступлениях. Подытоживая, отметим, что борьба с экономической преступностью и в дальнейшем будет оставаться приоритетным направлением деятельности милиции Украины. Учитывая современную ситуацию, ОВД весьма важно четко определить дальнейшие пути и средства противостояния криминальной экспансии, преодоления преступного давления на сферу экономики, выработать на основе реалистичной, взвешенной оценки опыта своей деятельности в течение 90-х гг., закономерностей, возможностей и тенденций общественного развития дальнейшую стратегию своей деятельности, направленной на обуздание преступности, существенно повлиять на изменение ее динамики в третьем тысячелетии.