История становления правового регулирования института последипломного образования полицейских в Украине

В статье отмечено, что в современных условиях функционирования органов полиции развитие системы последипломного образования полицейских приобретает наибольшую актуальность, ведь подготовка высококвалифицированных специалистов, способных выполнять самые сложные правоохранительные функции, является фундаментом для развития государства.

Целью статьи является определение и характеристика основных этапов становления и развития правового регулирования последипломного образования полицейских в Украине. Рассмотрены основные этапы становления и развития правового регулирования последипломного образования полицейских, начиная с провозглашения независимости Украины. Подчеркнуты основные исторические этапы такого регулирования с учетом изменений в структуре правоохранительных органов, перечня выполняемых функций и новых вызовов для общества. Выяснено, что нормативно-правовое регулирование последипломной образования и изменения его особенностей необходимо проводить только по методам прогнозирования, то есть предвидеть тенденции развития общества, технологий, особенностей служебной деятельности и тому подобное.

Отмечено, что существуют отраслевые нормативные документы, разработанные в процессе реформирования системы МВД, и, хотя они прямо не устанавливают порядок получения последипломного образования, однако их смело можно отнести к одному из звеньев правового регулирования и развития структуры послеполуденной образовательной деятельности органов Национальной полиции Украины.

Определено, что видами служебной подготовки является функциональная подготовка, общепрофильная подготовка; тактическая подготовка, огневая подготовка, физическая подготовка. Служебная подготовка осуществляется в формах учебных занятий в группах по месту службы; учебных сборов; самостоятельного обучения. Сделан вывод, что служебная подготовка за содержанием, формами и методами аналогична формам последипломного образования и призвана совершенствовать профессиональные навыки и знания служащих органов национальной полиции Украины, как и последипломное образование. По нашему убеждению, этот ведомственный нормативный акт также входит в систему последипломного образования и появился на этапе реформирования и развития этого правового отраслевого института.

Ключевые слова: правовое регулирование, полицейский, стажировка, повышение квалификации, переподготовка, специализация полицейских.

Постановка проблемы

С провозглашения в 1991 году независимости Украины наше государство начало путь построения современного, самостоятельного, европейского, демократического государства. Именно с этого времени и начинается процесс создания и реформирования всех государственных институтов, которые начинают функционировать во вновь созданном государстве.

Происходит трансформация модели постсоветского государственного управления в систему государственных органов и учреждений, которые призваны выполнять главные государственные функции.

Указанные преобразования коснулись и реформирования системы профильного образования, которая включала в себя весь процесс подготовки квалифицированных кадров — от получения первой профильной высшего образования к дальнейшему развитию и совершенствованию знаний индивидуума (повышения квалификации, переподготовки, последипломного образования и тому подобное). Из этого повода следует подчеркнуть, что отдельной составляющей в системе подготовки квалифицированных специалистов является подготовка полицейских.

В современных условиях функционирования органов полиции развитие системы последипломного образования полицейских приобретает наибольшую актуальность, ведь подготовка высококвалифицированных специалистов, способных выполнять самые сложные правоохранительные функции, является фундаментом для развития государства.

Анализ последних исследований и публикаций. Вопросы становления и развития института последипломного образования, в том числе и в системе внутренних дел были предметом рассмотрения многих ученых, таких как: Н. И. Ануфриев, А. М. Бандурка, А. И. Безпалова, Ю. П. Битяк, А. Есть. Высоцкая, И. П. Голосниченко, Т. И. Желудкова, И. Г. Кириченко, В. Кол. Колпаков, Есть. В. Куренной, Г. Сек. Илакаев, А. В. Перепелица, Ю. М. Старилов, А. В. Филонов и другие. Наряду с этим указанные ученые лишь фрагментарно исследовали теоретические аспекты административно-правового регулирования последипломного образования полицейских.

Целью данной статьи является определение и характеристика основных этапов становления и развития правового регулирования последипломного образования полицейских в Украине.

Изложение основного материала. Можно смело утверждать, что становление института профильной последипломного образования в органах внутренних дел в нашем государстве начинается с провозглашением независимости Украины. Именно в этот период создаются государственные органы, которые призваны выполнять множество государственных задач, и общество со своей стороны выдвигает серьезные требования к функционированию государственного аппарата.

Как метко отметил М. И. Ануфриев, на этапе развития общества возникла объективная необходимость пересмотра значительного количества существующих до последнего времени представлений о задачах, формах и методах национального образования вообще и ведомственной системы подготовки персонала органов внутренних дел в частности. Это тем более актуально, что курс на построение демократического, социального и правового государства Украина требует критического конструктивного анализа достижений и просчетов образовательной системы в прошлом и ее построения на совершенно иной, качественно более совершенной, методологически-практической основе [1, с. 16].

Первым реальным шагом становления и развития правового регулирования института последипломного образования в Украине и последипломного образования полицейских стало принятие Закона Украины «Об образовании» от 23.05.1991 № 1060-XII (утратил силу) [2]. Этот Закон впервые определил цель образования, которым установил развитие человека как личности и наивысшей ценности общества, развитие ее талантов, умственных и физических способностей, воспитание высоких моральных качеств, формирование граждан, способных к сознательному общественному выбору, обогащение на этой основе интеллектуального, творческого, культурного потенциала народа, повышение образовательного уровня народа, обеспечение народного хозяйства квалифицированными специалистами. Кроме того, в нормах этого Закона впервые в независимой Украине последипломное образование было включено в систему образования и предоставлено толкование этого термина.

Так, статья 47 упомянутого Закона [2] определяла, что последипломное образование — это специализированное усовершенствование образования и профессиональной подготовки лица путем углубления, расширения и обновления его знаний, умений и навыков на основе полученного ранее высшего образования (специальности) или профессионально-технического образования (профессии) и практического опыта. Кроме того, положения ст. 47 Закона № 1060-XII предусматривали, что последипломное образование включает:

  1. специализацию-профильную специализированную подготовку с целью приобретения лицом способности выполнять отдельные задачи и обязанности, имеющие особенности в пределах специальности;
  2. переподготовку — профессиональное обучение, направленное на овладение другой профессией рабочими, которые получили первичную профессиональную подготовку;
  3. 3) повышение квалификации — повышение уровня готовности человека к выполнению его профессиональных задач и обязанностей или приобретение лицом способности выполнять дополнительные задания и обязанности путем приобретения новых знаний и умений в рамках профессиональной деятельности или области знаний;
  4. стажировка — приобретение лицом опыта выполнения задач и обязанностей определенной профессиональной деятельности или области знаний. Также был предусмотрен перечень заведений, которые относятся к заведениям последипломного образования, в частности: академии, институты (центры) повышения квалификации, переподготовки, совершенствования, учебно-курсовые комбинаты; подразделения высших учебных заведений (филиалы, факультеты, отделения и другие); профессионально-технические учебные заведения; научно-методические центры профессионально-технического образования.

Этот закон заложил фундамент функционирования и развития последипломного образования и стал основой для разработки ведомственных нормативных актов системы государственного управления, направленных на разработку и внедрение моделей дополнительной профессиональной подготовки специалистов.

Не стала исключением и система органов внутренних дел. Так, нормы Закона Украины «Об образовании» впервые нашли свое отражение в ведомственном Приказе МВД от 05.03.2013 № 219 «Об утверждении Положения об организации последипломного образования работников органов внутренних дел» (утратил силу) [3], который стал первым отраслевым нормативным документом, дал более-менее четкую регламентацию процесса получения последипломного образования сотрудников органов внутренних дел.

В этом контексте стоит заметить, что, несмотря на неотложность решения вопроса повышения профессионального уровня милиционеров, профильный Закон Украины «О милиции» не содержал норм, которые устанавливали особенности получения дополнительного образования и профессиональных знаний и навыков для работников системы органов внутренних дел.

По этому поводу полностью соглашаемся с И. Г. Кириченко, который в своем научном

исследовании отметил, что создание разветвленной ведомственной многоступенчатой системы подготовки кадров для органов внутренних дел вызвано не каким-то надуманными, искусственными факторами, а современными социально-экономическими условиями развития государственности и гражданского общества. Так, система подготовки высококвалифицированного персонала, существовавшая в бывшем СССР и в первые годы независимости государства, в недостаточной степени соответствовала своему назначению. До недавнего времени в Украине не было профильных высших учебных заведений по подготовке специалистов для таких ведущих служб, как следствие и дознания, защита экономики от преступных посягательств, экспертно-криминальная, дорожная автоинспекция, государственная служба охраны, и многих других. Ежегодно Министерство внутренних дел Украины получало около двух с половиной тысяч специалистов юридического профиля из учебных заведений системы МВД СССР, но специалистов с высшей квалификацией — преимущественно из тех, что были дипломированные за пределами Украины [4, с. 3].

2013

С 2013 года постепенно началось становление нормативно-регуляторной основы последипломного образования системы органов внутренних дел. Так, вышеупомянутое Положение об организации последипломного образования работников органов внутренних дел предусмотрело 4 составляющей последипломного образования, а именно: переподготовку, специализацию; повышения квалификации; стажировки.

Кроме того, это Положение впервые регламентировало основные задачи последипломного образования работников органов внутренних дел, а именно: овладение необходимыми знаниями и специальными навыками для успешного выполнения обязанностей по охране общественного порядка и борьбе с преступностью и других оперативно-служебных задач; совершенствование навыков управленческой деятельности, освоения методик обучения и воспитания подчиненных, внедрение в практическую деятельность достижений науки, передовых форм и методов работы, основ научной организации труда; формирование профессионального самосознания работников, чувства ответственности за свои действия, понимание необходимости постоянного совершенствования своего профессионального мастерства с учетом специфики деятельности в конкретных подразделениях органов внутренних дел; обучение сотрудников приемам и способам обеспечения личной безопасности при исполнении служебных обязанностей, во время чрезвычайных событий и в экстремальных условиях; совершенствования навыков работников обращению со специальными средствами и специальной техникой, эксплуатации транспортных средств, средств связи; укрепление связей с населением, соблюдение сотрудниками милиции прав человека и гражданина во время выполнения ими служебных обязанностей, повышение уровня общей культуры; формирование высокой психологической устойчивости работников, развитие у них наблюдательности, бдительности, памяти, мышления и других профессионально-психологических качеств и навыков.

Именно в этот период было также разработано Положение по организации стажировки руководящего и педагогического состава училища профессиональной подготовки работников милиции и учебных центров подготовки сотрудников органов внутренних дел в высших учебных заведениях МВД Украины, которое утверждено Приказом МВД Украины от 12.08.2013 № 773 [5]. Это Положение урегулировало порядок стажировки руководящего и педагогического состава училища профессиональной подготовки работников милиции и учебных центров подготовки сотрудников органов внутренних дел в высших учебных заведениях МВД Украины и оформления его результатов, впервые определило значение и содержание термина «стажер» и основные функции руководителей стажировки служащих.

Таким образом, в то время из четырех составляющих последипломного образования законодательное урегулирование получил только такой вид последипломного образования, как стажировка.

Значительное влияние на развитие и становление правового регулирования системы последипломного образования полицейских в Украине осуществила Национальная стратегия развития образования в Украине на период до 2021 года, которая была одобрена Указом Президента Украины от 25.06.2013 № 344/2013 [6].

Началом же системных изменений в структуре, функциях и задачах органов внутренних дел является принятие Верховной Радой Украины Закона Украины «О Национальную полицию» от 02.07.2015 № 580-VIII [7] и Постановления Кабинета Министров Украины «О создании Национальной полиции Украины» от 02.09.2015 № 641 [8].

Эти законодательные акты начали функционирование принципиально нового органа государственной исполнительной власти и установили основные направления деятельности системы органов внутренних дел. Важно, что уже в новом профильном законе произошло нормативное закрепление особенностей получения последипломного образования полицейскими. Так, статья 75 Закона Украины «О Национальную полицию» предусмотрела, что последипломное образование полицейских осуществляется на общих основаниях, определенных Законом Украины «О высшем образовании» от 01.07.2014 № 1556-VII, с учетом особенностей, определенных настоящим Законом, и состоит из: 1) специализации; 2) переподготовка; 3) повышение квалификации; 4) стажировки. Таким образом, на этом историческом этапе в специальном профильном Законе были закреплены виды последипломного образования полицейских, которые до этого содержались только в Законе Украины «Об образовании» от 23.05.1991 № № 1060-XII [2].

Вместе с принятием профильного Закона разработано и принято новое Положение об организации последипломного образования работников Национальной полиции, которое утверждено приказом Министерства внутренних дел Украины от 24.12.2015 № 1625 [9]. Это Положение определяет организационно-правовые основы организации последипломного образования работников Национальной полиции Украины, которые проходят службу (работают) на должностях, которые по классификации профессий относящихся к категориям руководителей, профессионалов, специалистов и рабочих кадров.

Поэтому первым реальным шагом на пути реформирования и становления института ПиС-лядипломного образования полицейских было установление норм по ее получению служащими именно в профильном законе. С нашей точки зрения, именно такое законодательное закрепление «функционирования» института последипломного образования полицейских и стало ключевым этапом перехода от постсоветской устаревшей модели подготовки и переподготовки служащих к внедрению новых форм и методов этого института. Важно, что в таком обновлении нуждалось и общество, которое и сегодня выдвигает очень серозные требования к правоохранителям, к их личности, профессиональным умениям, знаниям и навыкам, личным достижениям.

Как справедливо в свое время указала А. Е. Высоцкая, становление Украины как правового, демократического, социального и европейского государства имеет конституционный характер.

Поэтому «сегодня главным измерением образовательной деятельности должно быть формирование личности, которая способна полноценно жить и активно действовать в новом мире, постоянно самосовершенствоваться, адекватно реагировать на изменения в условиях глобализации и информационно-технологической революции. Речь идет об изменениях технологий, информации, знаний, самих обстоятельствах жизни. Именно поэтому современное образование должно иметь опережающий характер, то есть быть нацеленным на будущее, на решение проблем нового века, развитие ключевых компетенций личности, формирования в ней новой культуры, новых способов мышления и деятельности» [10, с. 6].

Мы полностью согласны с ученым и считаем, что нормативно-правовое регулирование последипломного образования и изменения его особенностей необходимо проводить только методами прогнозирования, то есть предсказывать тенденции развития общества, технологий, особенностей служебной деятельности и тому подобное.

На продолжение нашего научного исследования стоит отметить, что существуют и некоторые отраслевые нормативные документы, разработанные в процессе реформирования системы МВД, и хотя они прямо не устанавливают порядок получения последипломного образования, однако их смело можно отнести к одной из звеньев правового регулирования и развития структуры последипломного образовательной деятельности органов Национальной полиции Украины.

Таким нормативным документом является Положение об организации служебной подготовки сотрудников Национальной полиции Украины, которое утверждено Приказом Министерства внутренних дел Украины от 26.01.2016 № 50 [11].

Это положение предусматривает и устанавливает порядок планирования, проведения и учета занятий, осуществления контроля знаний, умений и навыков лиц младшего, среднего и высшего состава Национальной полиции Украины. Кроме того, оно определяет и основные задачи служебной подготовки, которые заключаются в: повышении уровня знаний, умений, навыков и профессиональных качеств полицейских с целью обеспечения их способности к выполнению задач по охране прав и свобод человека, противодействию преступности, поддержанию публичного (общественного) порядка и безопасности; изучении нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность Национальной полиции Украины; совершенствовании руководящим составом органов (учреждений) полиции навыков управления полицейскими. Видам служебной подготовки является функциональная подготовка, общепрофильная подготовка; тактическая подготовка, огневая подготовка, физическая подготовка. Служебная подготовка осуществляется в формах учебных занятий в группах по месту службы; учебных сборов; самостоятельного обучения (проводится в течение всего срока службы полицейского с целью непрерывного, систематического пополнения и углубления знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения служебных задач).

Выводы

Таким образом, очевидно, что служебная подготовка за содержанием, формами и методами аналогична формам последипломного образования и призвана совершенствовать профессиональные навыки и знания служащих органов национальной полиции Украины, как и последипломное образование. По нашему убеждению, этот ведомственный нормативный акт также входит в систему последипломного образования и появился на этапе реформирования и развития этого правового отраслевого института.

В контексте рассмотрения предложенной тематики проведенное исследование позволяет нам выделить и охарактеризовать основные этапы становления и развития правового регулирования последипломного образования полицейских в независимой Украине, а именно:

I этап 1991-2015 гг

После провозглашения независимости в Украине происходит ряд реформ, принимается Закон Украины «Об образовании», который законодательно закрепляет определение термина «последипломное образование» и определяет ее основные задачи. В 2013 году разрабатывается и утверждается первое профильное Положение об организации последипломного образования работников органов внутренних дел, которое регламентирует основные задачи последипломного образования работников органов внутренних дел. Особенностью этого этапа является то, что в этот период отсутствовало законодательное закрепление особенностей получения последипломного образования в системе органов внутренних дел на уровне профильного закона «О милиции».

II этап 2015-2019 гг

Создание Национальной полиции Украины. Закрепление видов и основных задач последипломного образования полицейских на уровне профильного Закона Украины «О Национальную полицию», утверждении нового Положения об организации последипломного образования работников Национальной полиции.

В этот период происходит стремительное развитие всех видов последипломного образования полицейских, внедряются новые методы и способы подготовки, переподготовки и повышения квалификации служащих, разработан четкий механизм прохождения полицейскими стажировки как одного из видов последипломного образования. Внедряются современные технологии в процесс образования, проводится комплексный методологическое сопровождение последипломного образования, приоритетность предоставляется специализации служебной подготовки в зависимости от вида выполняемых функций и задач отдельных подразделений полиции (патрульные, следователи, спецназовцы и тому подобное).

Список использованных источников

  1. Ануфриев Н.И. Становление, развитие и основные направления совершенствования ведомственной многоступенчатой системы подготовки персонала ОВД. Вестник Харьковского национального университета внутренних дел : сборник научных трудов. 1999. Выпуск 9. С. 16-20.
  2. Об образовании : Закон Украины от 23.05.1991 № № 1060-XII. Ведомости Верховной Рады УССР. 1991. № 34. Ст. 451.
  3. Положение Об организации последипломного образования работников органов внутренних дел : Приказ МВД Украины от 05.03.2013 № 219. Официальный вестник Украины. 2013. № 28. Ст. 318. Ст. 982, код акта 66659/2013.
  4. Кириченко И.Г. Подготовку кадров для органов внутренних дел Украины на уровень требований современности. Информационный бюллетень РНМЦ УАВС. 1995. № 4.
  5. Положение по организации стажировки руководящего и педагогического состава училища профессиональной подготовки работников милиции и учебных центров подготовки сотрудников органов внутренних дел в высших учебных заведениях МВД Украины : Приказ МВД Украины от 12.08.2013 № 773. Официальный вестник Украины. 2013. № 71. Ст. 81. Ст. 2626, код акта 68729/2013.
  6. Национальная стратегия развития образования в Украине на период до 2021 года : Указ Президента Украины от 25.06.2013 № 344/2013. Официальный вестник Украины. 2013. № 50. Ст. 18. Ст. 1783, код акта 67681/2013.
  7. О Национальную полицию : Закон Украины от 02.07.2015 № 580-VIII. Ведомости Верховной Рады Украины. 2015. № 40-41. С. 1970. Ст. 379.
  8. Об образовании Национальной полиции Украины: постановление Кабинета Министров Украины от 02.09.2015 № 641. Официальный вестник Украины. 2015. № 72. Сек. 61. Ст. 2363, код акта 78422/2015.
  9. Положение об организации последипломного образования работников Национальной полиции: приказ Министерства внутренних дел Украины от 24.12.2015 № 1625. Официальный вестник Украины. 2016. № 11. Сек. 173. Ст. 485, код акта 80657/2016.
  10. Высоцкая Е.Е. Философско-мировоззренческие и методологические основы опережающего образования для устойчивого развития. Опережающее образование для устойчивого развития как практически-ориентированная модель реформирования отрасли в регионе : материалы Всеукр. наук.-практ. конф. (г. Днепропетровск, 31 марта 2011 г.) Днепропетровск: Доиппо, 2011. С. 6-10.
  11. Положение об организации служебной подготовки сотрудников Национальной полиции Украины: Приказ Министерства внутренних дел Украины от 26.01.2016 № 50. Официальный вестник Украины. 2016. № 22. Сек. 42. Ст. 861, код акта 81130/2016.