Характеристика причин возникновения организованной и изменений в структуре экономической преступности в период перехода от командно-административной к рыночной модели экономики в Украине

Первые ростки опаснейшего проявления преступности, каковой являются ее организованные формы, проявились в годы перестройки. Особенно напряженная оперативная обстановка в УССР сложилась в 1988 г. Увеличилось количество убийств, тяжких телесных повреждений, разбоев, грабежей. Крупные недостатки были в это время в работе УВД Донецкого, Днепропетровского, Запорожского, Крымского, Одесского облисполкомов, Львовского, Харьковского, Киевского горисполкомов . Так, например, в Харьковской области в течение 1989 г. количество зарегистрированных преступлений выросло почти на половину.

Особенно обострилась ситуация в борьбе с рецидивной и групповой преступностью . Значительно возросло количество тяжких проявлений преступности, таких как умышленные убийства, количество которых в области в 1989 г. выросло на 47% по сравнению с 1988 г. В целом корыстные преступления в это время занимают наибольший удельный вес в структуре преступности в области. В течение 5 лет перестройки они имели устойчивую тенденцию к росту.

На Днепропетровщине в 1988 г. по сравнению с 1987 г. общее количество преступлений выросло с 22 084 до ЗО 611, или на 38,6 %, а в Октябрьском, Индустриальном, Кировском, Ленинском, Саксаганском, Долгинцевском, Баглейском, Заводском районах этот показатель был значительно выше (от 60 до 120 %). На 40,2% выросли тяжкие преступления: умышленные убийства, тяжкие телесные повреждения, изнасилования, разбои и ограбления.

Несмотря на это за 1989-90 гг. органами милиции было обезврежено 849 преступных групп с элементами организованности, которые совершили 5,4 тыс. преступлений, в т. ч. 77 убийств, 628 разбойных нападений и грабежей, 496 фактов вымогательств, 22 факты спекуляции и 20 хищений в особо крупных размерах. Изъято ценностей на 8 млн. рублей.

В 1990 г. оперативная обстановка на территории республики еще больше осложнилась. Удельный вес преступлений по линии уголовного розыска увеличился на 18%, а тяжких — на 14,4%. С 1987 г. количество вымогательств (рэкета) возросло в 5 раз. Особую озабоченность вызвали жестокие акты насилия, наглые вымогательства с применением оружия, пыток, распространение убийств, разбоев, грабежей и краж. Все активнее, не встречая соответствующего противодействия, действовали организованные преступные формирования. Возрастала их агрессивность и централизация. Возрождаются бандитские формирования.

Так, например, в Днепропетровской области в начале 90-х годов темпы роста тяжких преступлений в 2 раза превышали их общий рост, а таких, как грабежи, разбои — соответственно в 6 и 3 раза. Особенно напряженная ситуация в это время сложилась в городах Днепропетровске, Кривом Роге, Днепродзержинске, Апостоловском, Днепропетровском, Синельниковском, Царичанском районах. Долгое время в этих районах безнаказанно действовали организованные группы преступников. В течение 1990 года милицией Днепропетровщины было обезврежено 21 группу организованных преступников и коррумпированных обществ в составе 125 человек. Только у них изъято 70 единиц оружия и ценностей на 630 тысяч рублей. Уже в 1991 г. оперативными службами милиции Украины разоблачены 322 преступные группы с признаками организованности, в которых принимали участие более 1500 преступников.

В то же время практика борьбы с правонарушениями существенных изменений не претерпела, уровень организационной работы для улучшения профилактики, раскрытия и расследования преступлений оставался низким. Раскрытие преступлений в г. Киеве в 1991 г. составляло всего 23,1%, в Одесской области — 34,5%, по Украине — 42%. Усилилось противодействие работникам милиции. Обострилась криминогенная обстановка в экономике. В июле 1991 г., накануне попытки августовского переворота особенно ухудшилась оперативная обстановка в Крымской АССР, Днепропетровской, Херсонской, Львовской, Запорожской, Полтавской, Черкасской и Черновицкой областях.

Ситуация на местах

А вот как складывалась ситуация на местах. Так, в информации Донецкого обкома КПУ по вопросам охраны прав и законных интересов граждан в сфере деятельности ОВД отмечалось, что изменилась структура преступности, она набирала все более организованный характер. В прошлом (1988 г.) произошел значительный рост преступности… Преступные группы стали более устойчивыми, а совершаемые преступления более жестокими. Необходимо указать, что в настоящее время в городах области в структуре преступности значительное место занимают умышленные убийства, тяжкие телесные повреждения, грабежи, разбойные нападения и злостные хулиганства.

Одним из наиболее резонансных дел в отношении организованных преступных групп в настоящее время стали известные на всю страну преступления, совершенные группой, которой руководил оперуполномоченный отдела уголовного розыска г. Донецка В. А. Коновалов. Работая в уголовном розыске, Коновалов установил неслужебные связи с ранее осужденными Титаевым, Филипенко и др., организовал из них преступную группу. В течение 1987-1988 гг. группа Коновалова совершила ряд разбойных нападений, краж государственного имущества, а также умышленное убийство из корысти председателя торгово-закупочного кооператива “Луч” Самойленко. Коновалов, используя “профессиональную подготовку”, разрабатывал планы преступных посягательств, руководил действиями членов группы во время совершения преступлений, обеспечивал их оружием. Все это является свидетельством того, что первые попытки преступного мира организоваться пришлись на годы кризиса советского строя.

В новейшей истории Украины криминальная ситуация еще больше осложнилась, и ее характерными чертами стали: относительно высокий уровень преступности в целом; рост уровня преступности, в частности организованной, в сфере экономики; полезная направленность большинства преступлений; агрессивность антисоциального поведения; транснациональный характер преступности; деморализация и криминализация общества, дальнейшее распространение пьянства, наркомании, проституции и др.

В годы независимости

О том, что преступность в Украине, начиная с первых лет независимости, неустанно и динамично росла, становясь все более жестокой, свидетельствует статистика. В течение 1991 г. совершено 405 500 преступлений, в 1993 г. — 539 300, в 1994 г. — 572 100 преступлений. Общее количество преступлений в 1995 г. увеличилось по сравнению с предыдущим годом на 12,2% и составило уже почти 642 тыс. Уровень преступности вырос со 106 до 118.7 преступлений на 10 тыс. населения. Увеличивается интенсивность преступной агрессии, насильственных посягательств на жизнь и здоровье людей. Если в 1991 г. количество убийств составляло чуть больше 2800, то в 1996 г. — почти 4800.

Организованная преступность — наиболее разрушительное явление, что с первых дней новейшей истории Украины существенно сказывалось на социальном, экономическом и культурном развитии страны, а также на состоянии преступности, вовлекая в нее все новые слои населения. С 1991 г. наряду с сицилийской “Коза-Ностра”, китайской “триадой”, японской “Якудза” стала известная русская мафия, или Евроазиатская организованная преступность, которая является обобщенным названием для организованных криминальных структур из республик бывшего СССР. Сфера влияния русской мафии распространяется на 55 иностранных государств, а ее численность составляет более 100 тыс. членов, объединенных в 300 структурированных групп. Необходимо отметить, что в последнее время западные специалисты отграничивают украинскую мафию от Российской как отдельную структурированную преступную организацию.

Анализ оперативной информации службы по борьбе с организованной преступностью свидетельствует, что уже в 1992 г., на первом году независимого развития нашего государства, усиливается консолидация преступных элементов, в т. ч. с межрегиональными и межгосударственными связями. Увеличиваются масштабы организованных преступных акций. Появляются новые, особо опасные формы противоправной деятельности: торговля оружием, военной техникой, стратегическими материалами и сырьем, получили распространение случаи совершения убийств наемными преступниками, похищение культурных и исторических ценностей со сбытом похищенного за рубежом.

Анализируя истоки этого самой безопасной проявления преступности в Украине, можно уверенно сказать, что большинство из них имеет свои корни в сфере экономики, в несогласованности налоговой, финансовой, инвестиционной, структурной, промышленной, таможенно-тарифной и других составляющих экономической политики. Этот вид преступности вырос в нашем обществе на почве коррупции руководителей и сотрудников госаппарата, охватив сначала слои, которые обладали властными полномочиями и распоряжались государственным имуществом, деньгами, а затем объединились с обычной общеуголовной преступностью.

В основе возникновения и развития организованной преступности также лежали социально-экономические, морально-психологические причины, непростые, противоречивые процессы в духовной жизни новорожденного государства. Значительный резерв для расширения и воссоздания уголовного потенциала составляют те миллионы лиц, которые сегодня не имеют работы. Уровень фактической безработицы среди молодежи достигает 11-15 % в разных возрастных категориях. По данным профессора, доктора экономических наук И. Радионовой, количество безработных в Украине на 1998 г. составляло около 4 млн. человек. Вынужденная потеря работы, длительные задержки выплаты зарплаты, пенсий, сворачивание программ социальной поддержки малообеспеченных слоев

население, определенная потеря ориентиров духовной жизни, поставили перед многими людьми дилемму выбора между легальным и преступным способом существования.

Кроме того, в основе возникновения организованной преступности лежали и политические причины. Распад СССР, крах социализма и связанный с этим глубокий политический и экономический кризис сопровождались в Украине, как и во всех республиках бывшего Советского Союза, резким ростом преступности.

Согласно Закону Украины “О организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью”, под организованной преступностью (03) следует понимать совокупность преступлений, совершаемых организованными преступными группировками. Особенностью Отечественной организованной преступности является то, что это — развитая сеть преступных группировок, деятельность которых направляется постоянными лидерами, держится на прочной экономической почве защищается надежной “крышей” в виде коррумпированных властных структур и активно осуществляет распределение всего государства на территории своего преступного влияния.

Развитие организованных форм преступности в Украине на протяжении всех лет независимости представляет повышенную общественную опасность, о чем свидетельствуют следующие статистические данные. Так, по данным МВД Украины, в 1991 г. было выявлено 260 организованных преступных групп, в 1992 г. — 469, в 1993 г. — 631, в 1994 г. — 871, в 1995 г. — 875, в 1996 г. — 953 (рост по сравнению с 1991 г. в 3,7 раза). Еще один красноречивый факт. В течение 1995-1998 годов члены преступных группировок были уличены в организации 243 бандитских формирований, совершены 345 убийств, 1781 разбоя, 1925 фактов вымогательства, 534 фактов взяточничества. В этот период у членов организованных группировок и их лидеров изъято 1212 единиц огнестрельного оружия и 923 транспортных средства.

Таким образом, приведенные цифры свидетельствуют о том, что на территории вновь созданного государства возникло значительное количество организованных преступных группировок всех видов, которые начали действовать в сферах кредитно-финансовой, банковской, внешнеэкономической деятельности, нелегального и полулегального бизнеса, контрабанды, незаконного оборота наркотиков, оружия и взрывчатых веществ и тому подобное. Необходимо отметить, что если в первые годы независимости Украины милиция вела борьбу с преступными группами общеуголовного характера, то в дальнейшем организованная преступность постепенно трансформировалась в разветвленные устойчивы, а потому наиболее опасные преступные организации, члены которых занимались бандитизмом, разбойными нападениями, хищениями государственного или коллективного имущества в крупных и особо крупных размерах. Из года в год деятельность организованных преступных группировок неустанно усиливалась.

На современном этапе негативный процесс осложняется как тенденцией подчинения общеуголовных формирований и отдельных групп, входящих в них, более мощными политико-экономическими группами уголовно-олигархического типа, так и активизацией интеграции указанных сообществ в международных криминальных структур. Именно ими сегодня контролируется львиная доля теневого капитала, противоправная деятельность, связанная с отмыванием и легализацией “грязных” средств, мошенничеством с финансовыми ресурсами, рэкетом, нелегальной миграцией, наркобизнесом, незаконной торговлей оружием, радиоактивными материалами, автотранспортом и тому подобное. Особое внимание с первых лет независимости нашего государства милиция Украины вынуждена была уделять противодействию организованной преступности в наиболее прибыльных сферах экономики. В рамках этих задач в течение только 1995-1998 гг. было выявлено 1355 преступлений, совершенных членами организованных преступных группировок в финансово-кредитной системе, 381-в сфере внешнеэкономической деятельности, 6-в сфере приватизации, 1089 — в деятельности коммерческих структур.

Тенденцией современного периода новейшей истории Украины является попытка организованной преступности осуществлять активное влияние на формирование и деятельность органов государственной власти разных уровней, попытки создать целую систему коррумпированных связей. Анализируя динамику деятельности ОПГ в Украине, нетрудно проследить такую закономерность: уровень преступности выше там, где наибольшее развитие получили приватизационные процессы и бизнес-деятельность.

За годы существования независимой Украины создались целые уголовно опасные регионы: Донецко-Приднепровский, Крымский, Харьковский, Одесский, Львовский, Киевский. Областями, для которых характерен наиболее высокий коэффициент преступности на 10 тыс. населения, в начале 2000 г. были Днепропетровска (172,8), Запорожская (158,4), Луганская (144,1), Харьковская (141,5), Николаевская (135,1), Херсонская (141,5) и Автономная Республика Крым (139,1).

Таким образом, можно сделать вывод, что регионами с высоким уровнем преступности в течение первого десятилетия независимого развития нашего государства стали Восток и юг страны. Это обусловлено и тем, что львиная доля промышленного потенциала страны сконцентрирована именно в этих регионах. Относительно низкий уровень преступности сохранялся в западных областях государства.

Необходимо отметить, что организованная преступность в независимой Украине постоянно приспосабливалась к переменным условиям, адаптировалась. Если в первые годы независимости преступные группировки в большинстве своем придерживались тех видов противоправной деятельности, которые традиционно сложились в нашей стране (осуществление “серийных” преступлений, различные виды мошенничества и т. др.), то в период перехода к рыночным отношениям, перестройки хозяйственного механизма наметилась неуклонно растущая тенденция к все более устойчивому их проникновение в сферу экономики.

Суммируя вышеизложенное, мы вполне обоснованно можем говорить о постоянно растущий в 90-х гг. уровень влияния общеуголовных группировок на экономику страны, попытки криминальных “авторитетов” взять под свой контроль наиболее прибыльные государственные предприятия и даже отдельные отрасли народного хозяйства и целые регионы государства. Иначе говоря, происходило сращивание представителей легальной экономики и местных органов власти с криминалитетом, создавались административно-криминалистические кланы.

Анализ официальных и оперативных данных свидетельствует, что с обретением независимости в Украине из года в год росли уровень и масштабы экономической преступности. Криминалитет с первых лет существования нашего государства стремился взять под свой контроль наиболее приоритетные направления экономики: кредитно-финансовую (включая банковскую), инвестиционную сферы, систему энергообеспечения, приватизации, внешнеэкономической деятельности и т. п. Экономическая преступность стала в новейшую историю Украины одной из наиболее серьезных проблем.

Криминальная статистика

Эти цифры по годам следующие: в 1991 г. — зарегистрировано 34 838 преступлений (увеличение по сравнению с 1990 г. на 15,2%); в 1992 г. — 36 860 (5,8%); 1993 г. -41 253(11,9%); 1994 г. — 46 828 (13,5%); 1995 г. — 60 846 (9,9%); 1996 г. — 61 042 (0,3%); 1997 г. — 62 371(2,2%); 1998 г. — 65 322 (4,7%). Таким образом, в течение

1993 — 1998 гг. общее число выявленных в сфере экономики преступлений увеличилось на 58,3%, в т.ч. хищений на 47,5% (9 437 — 13 923), из них в крупных и особо крупных размерах — в 3 раза (1 857 — 6 254), фактов незаконной торговой деятельности — на 53,0% (1509 — 2309), фактов фальшивомонетничества — в 2 раза (1991 — 4027), взяточничества — в 2 раза (1217 — 2448). Криминализированы были фактически все отрасли экономики.

Милицейские подразделения борьбы с экономической преступностью в период перехода от командно-административной к рыночной модели экономики столкнулись с существенными изменениями в структуре экономической преступности.

Это стало возможным потому, что с обретением независимости попытка придерживаться на практике доктрины невмешательства государства в экономику и осуществления ее регулирования в основном на частноправовых началах в 1991 -1995 гг. существенно повлияла на развитие национальной экономики, подвела саму государственность Украины к опасной грани распада, ускорила криминализации экономики и всего общества. Общие потери экономики Украины за время независимости, по некоторым оценкам, составили 400 — 420 млрд. долларов сша, что больше потери от участия в Великой Отечественной войне почти вдвое и значительно превышает ущерб от экономической преступности.

К факторам, которые в первую очередь стимулировали развитие и распространение экономической преступности, следует в первую очередь отнести недостаточную законодательную урегулированность вопросов о собственности, недостаточный контроль за законностью происхождения капитала, особенно в первые годы становления рыночной экономики в молодом государстве, нестабильность финансово-кредитной и налоговой системы, операций с ценными бумагами и другие.

Милиции Украины в новых исторических условиях пришлось вести борьбу с

качественно новыми видами экономической преступности, которых не было в советское время. Отсутствие четких законов и правил, слабость новой власти, ее занятость “собственными” проблемами — все это сняло все ограничения с масштабной преступной и коррупционной деятельности, в основе которого — циничное, ничем не скрытое ограбление госсектора всеми возможными путями: грабительская келейная приватизация, списывание основных фондов, реализация товаров, что отпускались по заниженным ценам или за бесценок, частным карманным предприятиям, организованным в массовом порядке “красным” директоратом при государственных предприятиях и тому подобное. Во всех эшелонах власти сохранились старые, проверенные годами и “системой” кадры, которые имели “классический” для советского времени набор связей, “моральных” ценностей и гармонично вписались в новое, часто грязное, среда. Появился разветвленный “черный рынок” финансовых, кредитных и криминальных “услуг”. Украина стала вторым после Российской Федерации экспортером теневых капиталов, которые, по оценкам экономистов, превышали 25 млрд. долларов.

Новыми видами преступности, которые возникли в постсоветской Украине с развитием коммерческой деятельности и которых раньше не знала милиция стали рэкет, фиктивное предпринимательство, нарушение порядка выпуска ценных бумаг, фиктивное банкротство, уклонение от уплаты налогов, тайное размещение валюты в иностранных банках и др. И все это на организованной преступной основе.

Развития этих видов преступной деятельности прежде всего способствовала криминализация и тенизация экономики в новейшей истории Украины, которая достигла невиданных ранее масштабов. За годы независимости в Украине по сути сложилось две экономики — официальная (легальная) и неофициальная (“теневая”). “Теневая” экономика представляла опасность для прогрессивного экономического и политического развития Украины. О размахе теневой экономики и объемах ее капиталов свидетельствуют такие данные. Если в 1993 г. теневая экономика в Украине составляла 25%, то в 1994 г. — 35-40%, в 1995 г. — 50%, в 1996 г. она достигла около 60%. По мнению ученых, теневая экономика “кормит” около 75 % населения Украины. Специалисты утверждают, что теневой капитал контролирует половину валового национального продукта. Уровень тенизации национальной экономики составил в 2001 г. 45% объема внутреннего валового продукта. Доходы преступного мира, связанные с коррупцией, взяточничеством, достигают трех миллиардов гривен.

Таким образом, теневая экономика — существенная (хотя и запрещенная законом) часть нашей экономической системы и важная причина организованной преступности.

Не преувеличивая, можно утверждать: рост противоправной хозяйственной деятельности, уровня коррупции и прогрессирующая “тенизация” экономики создают наибольшую угрозу экономической безопасности страны. Об остроте проблемы и ее опасности свидетельствует то, что руководство государства на протяжении всей недолгой истории независимости постоянно было вынуждено снова и снова возвращаться к этой проблеме. Так, Л. Д. Кучма, выступая 14 декабря 1999 года на расширенном заседании Координационного комитета по борьбе с коррупцией и организованной преступностью при Президенте Украины, подчеркнул, что криминализированными и “тенизированными” есть все сферы экономики. Поэтому приходится говорить о фактической потере управляемости многими процессами. Нынешняя ситуация — прямое следствие того, что, по сути, ни в одной из сфер экономической деятельности мы не имеем логически завершенного, системного законодательного обеспечения. А пробелы в правовом поле, его неполнота и непоследовательность — питательная среда для криминальных элементов и коррумпированных чиновников.

Криминализация экономики превратилась в мощное препятствие на пути преобразований, которые происходят в государстве. Анализ свидетельствует, что и в конце 90-х годов теневая экономика продолжает существенно влиять на состояние экономической ситуации в государстве. Появились новые схемы противоправной деятельности в энергетике, в агропромышленном комплексе, на рынке зерна, нефти, спирта, водочной продукции, что дает определенным кругам лиц возможность вымывать средства из прибыльных отраслей, получать сверхприбыли.

Поэтому борьба милиции с организованной преступностью, в том числе и в сфере экономики, стала одним из важнейших направлений для выхода государства из экономического кризиса, повышения жизненного уровня граждан. Все это возложило на милицию независимой Украины ответственные обязанности в борьбе с этим опасным проявлением преступности в новейшей истории нашего государства, который реально угрожает самому ее существованию.