Формирование органов милиции МВД Украины, разработка новой системы управления ими в первые годы становления независимого государства

Принципиально новый этап в истории украинской милиции начался в 1991 г. Это этап становления и развития милиции независимого государства. 4 сентября 1991 года над куполом Верховной Рады Украины взвился желто-голубой национальный флаг. После провозглашения Украиной независимости МВД республики, к которому принадлежит милиция, становится самостоятельным государственным органом и выходит из подчинения МВД СССР. Вместе с формированием правовой базы деятельности украинской милиции, принятием законодательных актов, которые определили правовой статус ОВД и историческое значение которых рассматривался в предыдущем разделе, началось реформирование структуры и кадрового состава, разработка новой системы управления и организация взаимодействия с подчиненными органами и подразделениями милиции новорожденного государства. В независимой Украине милиция является силовой структурой, которая стоит на защите правовых основ государства, ведет решительную борьбу с преступностью, выявляет и устраняет причины, которые ее порождают, охраняет общественный порядок.

Система МВД Украины, составной частью которой является милиция, прошла долгий эволюционный путь развития, неся в себе как позитивные, так и негативные черты своего предшественника — украинской советской милиции. Особенности становления системы милиции независимой Украины можно определить, лишь обратившись к анализу организационной структуры, системы управления и подготовки кадров милиции в системе МВД Украинской ССР в течение 1960-х -1990 гг., когда была создана та единая структура ОВД, которая функционировала накануне развала СССР. Предыдущий экскурс в историю поможет детально разобраться в изменениях структуры и кадрового аппарата милиции Украины в условиях становления независимого государства, увидеть ее новые задачи и те изменения, которые в ней произошли.

Одним из существенных шагов на пути организационных преобразований в органах милиции с советских времен стал указ Президиума Верховного Совета СССР 13 января 1960 года, которым было упразднено МВД СССР, а его важнейшие функции переданы министерствам внутренних дел союзных республик. По нашему мнению, с одной стороны, это решение расширило самостоятельность и компетенцию республиканских органов милиции в деле борьбы с преступностью и охране общественного порядка, а с другой — значительно ухудшило координацию правоохранительной деятельности ОВД, в том числе милиции.

Следующее преобразование было осуществлено 5 сентября 1962 года, когда МВД УССР стало Министерством охраны общественного порядка (МОГП) УССР, а управления (отделы) внутренних дел исполкомов были преобразованы в управления (отделы) охраны общественного порядка исполкомов. Но, как показала практика, ликвидация союзно-республиканского министерства внутренних дел привела к усложнению координации работы республиканских органов охраны общественного порядка, к неоправданному разнобою в нормативном регулировании некоторых вопросов службы охраны порядка, в определении структуры и штатов отдельных органов милиции. Кроме того, осложнялся Межреспубликанский обмен опытом борьбы с преступностью и использования в этой борьбе новейших достижений науки и техники.

В 1966 г. пришло время очередной организационной реформы. 26 июня 1966 года в интересах обеспечения единого оперативного руководства деятельностью органов охраны общественного порядка в борьбе с преступностью Указом Президиума Верховного Совета СССР было образовано союзно-республиканское Министерство охраны общественного порядка СССР. В составе МОГП СССР были сформированы крупные структурные подразделения, которые охватывали основные направления деятельности ОВД: Главное управление милиции, Главное управление мест заключения, Следственное управление, Главное управление пожарной охраны, Главное управление внутренних войск и др. А 25 ноября 1968 года Указом Президиума Верховного Совета СССР его снова было преобразовано в Министерство внутренних дел. По нашему мнению, восстановление союзно-республиканского министерства было необходимой мерой для повышения эффективности деятельности милиции и других служб в условиях решения крупных социально-экономических задач этого времени. В условиях существования Союза ССР только союзно-республиканское министерство имело возможность эффективно руководить работой милиции и ее отдельных служб.

В соответствии с этими изменениями в декабре 1968 г. Указом Президиума Верховного Совета УССР Министерство охраны общественного порядка УССР реорганизуется в Министерство внутренних дел УССР. В связи с этим важнейшей организационной реформой системы охраны общественного порядка было образования, в соответствии с постановлением Совета Министров УССР, в городах и районах на базе органов милиции отделов (управлений) внутренних дел. Вследствие этого не только милиция, но и в целом ОВД стали структурными подразделениями исполкомов Советов. Ранее существующие Следственные аппараты, подразделения вневедомственной охраны, инспекции исправительных работ, госпожарнадзора, которые действовали самостоятельно, вошли в состав отделов (управлений) внутренних дел и были подчинены начальникам отдела (управления). Таким образом, была образована единая структура органов внутренних дел.

В течение 1962-1982 гг. министром охраны общественного порядка Украины работал генерал-майор Иван Харитонович Головченко. На этом посту он плодотворно проработал двадцать лет и много сделал для укрепления и развития украинской милиции, повышения ее авторитета среди населения. За годы его управления МОГП УССР украинская милиция неоднократно достигала лучших по Союзу показателей в борьбе с преступностью.

Особенно важное значение для практической деятельности органов милиции имело законодательное обеспечение их деятельности. Важным шагом на пути нормативного обеспечения организации деятельности милиции стало введение в действие 17 января 1963 года Устава патрульной и постовой службы милиции УССР, который определил организацию службы милиции по охране общественного порядка на улицах, в общественных местах, на железнодорожном и водном транспорте, во время проведения массовых мероприятий, в случае стихийного бедствия, в условиях гражданской обороны и установил права и обязанности должностных лиц органов милиции. Тогда же были введены в действие новые инструкции МОГП СССР в отношении службы участкового уполномоченного, начальника линейного поста транспортной милиции, дежурного по органу милиции, о порядке взыскания штрафа на месте, об организации работы органов милиции по борьбе с преступностью несовершеннолетних. Также было принято Положение о государственной автомобильной инспекции (ГАИ).

Подытоживая, можно сделать вывод, что в течение первой половины 60-х гг. был принят целый ряд нормативных актов, которые регулировали деятельность органов милиции. Эти документы позволили существенно повысить эффективность и законность работы, направленной на борьбу с преступностью в РСФСР.

Меры совершенствования деятельности и организации милиции осуществлялись и в дальнейшем. В 1969 г. вместо Главного управления милиции МВД СССР были образованы самостоятельные структурные подразделения — Главное управление уголовного розыска, Управление по борьбе с хищениями социалистической собственности, Управление ГАИ и др. Таким образом, структура службы милиции стала одинаковой со структурой областного аппарата милиции.

Изменения продолжались и в течение 70-80-х гг. С целью усовершенствования организационной работы и управления ОВД в 1971г. в МВД СССР и УВД облисполкомов были образованы штабы как основные органы управления, которые занимались анализом преступности, осуществляли контроль за состоянием оперативно-служебной деятельности, разрабатывали управленческие решения по важнейшим проблемам охраны правопорядка. Внедрение специализации в деятельности милиции обусловило создание специальных дежурных частей, службы профилактики, специальных подразделений надзора за условно осужденными и условно освобожденными, передвижных милицейских групп, специализированной медицинской службы, строевых подразделений дорожного надзора.

Особое внимание уделяется одному из главных направлений деятельности милиции — профилактической работе. В 1974 г. в аппаратах уголовного розыска была создана профилактическая служба, которая включала в себя следующие структурные подразделения: общей профилактики, индивидуальной профилактики и руководства участковыми инспекторами, профилактики правонарушений несовершеннолетних. Такая реорганизация касалась прежде всего участковых инспекторов, которые принимали непосредственное участие в профилактической деятельности. Однако со временем оказалось, что профилактика должна быть делом не только участковых, а многих других служб, поэтому в 1983 г. профилактическую службу было ликвидировано, а участковых инспекторов изъяли из состава уголовного розыска.

Важные организационные мероприятия были проведены в службе БРСВ. Начало этому положила организационно-структурная перестройка милиции, которая определила, что задачи службы БСРВ не только имеют самостоятельное значение, но являются одним из важнейших направлений деятельности милиции. Следующим шагом стало создание типовой структуры службы БСРВ, преобразование в крупных ОВД отделов БСРВ в управление. К концу 1976 г. Управление БРСВ создано в МВД Украины. В 1977 г. Управления административной службы МВД УССР было преобразовано в Управление охраны общественного порядка, соответственно были реорганизованы отделы административной службы УВД.

В 60-80-х годах значительное внимание уделяется подготовке кадров ОВД. В это время актуальной проблемой деятельности органов милиции Украины была нехватка

квалифицированных специалистов, особенно — в ведущих службах: в уголовном розыске, следственном аппарате, БРСВ, Госавтоинспекции, службе участковых инспекторов. В Украине был открыт целый ряд средних специальных школ милиции (Днепропетровская, Львовская, Ивано-Франковская, Одесская, Донецкая) и Киевская Высшая школа МВД СССР. В 1977 г. в высших и средних учебных заведениях обучалось 12 тыс. работников ОВД Украины.

Во всех УВД облисполкомов, отделах транспортной милиции работают 35 школ повышения оперативного мастерства. Цель этих школ — распространение передового опыта, повышение служебной квалификации следователей и оперативных сотрудников милиции. Основной формой обучения в этих школах были практические занятия со слушателями, в ходе которых изучались и анализировались наиболее удачно проведенные дела, усваивались важнейшие правовые вопросы и вопросы оперативной работы. В современных условиях становления милиции Украины является необходимость вернуться к опыту деятельности этих школ как одного из эффективных средств повышения профессионального мастерства и распространения передового опыта следователей и оперативных сотрудников милиции непосредственно в органах и подразделениях внутренних дел.

По состоянию на 1 марта 1973 года штатная численность милиции и следствия в Украине составляла 54 705 единиц, из них на союзном бюджете — 43 887, на местном — 10818 единиц. За предыдущие 15 лет численность милиции на союзном бюджете почти не увеличилась. Количество работников госбюджетной милиции на 10 тыс. населения составляла 8,6, а в таких областях, как Винницкая, Житомирская, Киевская, Сумская, Хмельницкая, Черниговская, — всего 5-7 сотрудников милиции.

При этом необходимо учесть, что в СССР на то время численность сотрудников милиции из расчета на 10 тыс. населения была меньше по численности в РСФСР и стране в целом. Так, в 1971 г. плотность милиции на Украине составляла 9,1 человек на 10 тыс. населения, в то время как по РРСФР — 11,2 человека.

В результате принятых мер в начале 1977 г. в ОВД республики работает уже 338,9 тыс. работников, в том числе работников милиции — 80,5 тыс.. В конце 70-х годов был осуществлен комплекс дальнейших мероприятий, направленных на качественное комплектование ОВД, повышения профессионального мастерства кадров милиции, укрепления законности и дисциплины среди личного состава.

Определенные организационные преобразования проходили в украинской милиции и в течение 1980-1990 гг. Одной из действенных форм работы, направленной на улучшение качественной характеристики украинской милиции, оставалась практика отбора лучших представителей трудовых коллективов для направления их в органы милиции. Так, только органы милиции Харьковской области в течение 1980-1981 гг. были укреплены на 1000 человек из числа специалистов народного хозяйства и лучших представителей трудовых коллективов, в 1982-1983 гг эта цифра составляла уже 1200 человек . На Днепропетровщине ежегодно в милицию направлялось более 1000 лучших представителей трудовых коллективов. В то же время местными органами власти принимались меры для обеспечения органов и подразделений милиции служебными помещениями, транспортом, квартирами для личного состава. Например, в Ровенской области для работников милиции местными Советами народных депутатов в 1983 г. выделено 42 квартиры, в 1984 — 56,1985 — 111 квартир.

Принимались меры для дальнейшего совершенствования деятельности служб милиции. В течение 1983-1988 гг. были осуществлены мероприятия, направленные на укрепление службы БРСВ. Удалось в значительной мере укомплектовать большинство должностей, служба была укреплена на 1,5 тыс. единиц и составляла 5 тыс. работников. Здесь работало 45% юристов, 43% специалистов народного хозяйства. В 1987 г. в республике были осуществлены конкретные меры для повышения эффективности работы участковых инспекторов милиции, создание условий для их нормальной деятельности, укрепления взаимодействия с трудовыми коллективами, ДНД, другими общественными формированиями. По Украине им было выделено 880 служебных помещений, 997 квартир, установлено 803 служебных телефона и 841 квартирный телефон.

В это время был издан ряд приказов, в которых определялись формы и методы деятельности ОВД, делались попытки выявить причины и условия преступности. Создавались специальные структуры, подразделения по координации действий, аналитические группы. Так, согласно приказу МВД СССР от 3 октября 1988 г. в городах Киеве, Днепропетровске, Донецке, Львове и Одессе были созданы отряды милиции особого назначения (ОМОН), которые представляли собой мобильные самостоятельные строевые подразделения милиции. ОМОН непосредственно подчинялись министру внутренних дел СССР, министру внутренних дел УССР, начальникам УВД областей. Их основными задачами были охрана общественного порядка во время проведения общественно-политических, спортивных, культурно-зрелищных и других мероприятий, профилактика и пресечение групповых нарушений общественного порядка, массовых беспорядков, участие в задержании вооруженных преступников. ОМОН в кризисные годы перестройки проявили себя как хорошо подготовленные подразделения, способные на высоком профессиональном уровне действовать в экстремальных условиях во время ликвидации аварий, стихийных бедствий, прекращения групповых нарушений общественного порядка. Они активно действовали против вооруженных групп рэкетиров и преступных групп, принимали непосредственное участие в освобождении заложников и оперативных отработках населенных пунктов со сложной криминогенной обстановкой.

В связи с демократическими преобразованиями деятельность органов милиции стала более открытой, усилились связи с населением, средствами массовой информации, общественными формированиями, органами местной власти. В ряде городов и районов Украины (Киев, Харьков, Донецк, Днепропетровск) в 1989 г. принимаются решения местных Советов депутатов об увеличении численности сотрудников милиции. Так, в Донецкой области в конце 1989 — начале 1990 гг. принимается решение об укреплении в горрайорганах внутренних дел ведущих служб, увеличение численности милиции за счет средств предприятий, организаций, колхозов и совхозов. В это время создаются первые подразделения по борьбе с организованной преступностью, расширяется подследственность ОВД, создаются следственные части Главного следственного управления МВД Украины, вводятся должности следователей по особо важным делам в МВД и УВД, внедряется специализация следователей.

Также были реорганизованы органы воспитательной и кадровой работы в системе МВД Украины, что стало следствием изъятия из Конституции СССР печально известной шестой статьи. Как известно, в соответствии с постановлением ЦК КПСС от 25 августа 1965 года в милиции были созданы аппараты политико-воспитательной работы, а фактически — политорганы, которые были отменены в аппаратах милиции в июле 1956 года. Возобновление политаппарата в определенной степени положительно сказалось на повышении организованности службы милиции, послужило делу укрепления дисциплины, хотя их деятельность имела чрезмерно идеологизированный, часто формальный характер.

Политическое обострение в республике, социально-экономический кризис, рост уголовной преступности и других антиобщественных проявлений требовали в то время коренной перестройки деятельности ОВД, повышения их роли и ответственности за укрепление правопорядка и законности. В этих условиях важное значение приобрело дальнейшее совершенствование работы с личным составом, более качественное взаимодействие ОВД с общественными организациями и средствами массовой информации, формирования у сотрудников милиции высоких профессиональных и моральных качеств, правовой и общей культуры. С этой целью, а также в соответствии с приказом МВД СССР от 27 ноября 1990 года в системе МВД Украинской ССР на базе кадровых аппаратов и политических органов была создана служба по работе с личным составом, на которую были возложены задачи подбора, расстановки, обучения и воспитания кадров, обеспечения взаимодействия со средствами массовой информации, расширение связей с трудовыми коллективами, государственными органами и общественными формированиями в интересах укрепления правопорядка и повышения авторитета милиции.

В аппарате МВД СССР для выполнения этих функций в соответствии с приказом от 28 января 1991 года на базе Управления кадров и Политуправления было создано Главное управление по работе с личным составом, а в УВД областей и городов для осуществления этих функций были созданы аналогичные управления (отделы, отделения). В горкрайорганах, подразделениях и учреждениях внутренних дел вместо должности заместителя начальника по политической части была введена должность заместителя начальника (командира) по работе с личным составом. В подразделениях с численностью личного состава свыше 200 человек создавались группы сотрудников во главе с заместителем начальника (командира) по работе с личным составом.

В это трудное для страны время (1990-1994 гг) МВД Украины руководил Андрей Владимирович Василишин, который приложил немало усилий, чтобы не допустить в государстве обвала преступности, коррумпированности должностных лиц аппаратов ОВД, нарушений законности.

Таким образом, подытоживая, можно определить, что в преддверии обретения Украиной независимости милиция была элементом системы союзно-республиканского МВД СССР. МВД Украинской ССР, составляющей которого была милиция, определялся как союзно-республиканское, подчинялось как Совету Министров Украинской ССР, так и МВД СССР. Особенности его деятельности определялись тем, что, во-первых, оно действовало только в масштабе своей республики, а, во-вторых, значительное место в его работе занимала непосредственное руководство подчиненными подразделениями и службами милиции, инспекциями и другими подразделениями. В соответствии с задачами была организована и структура аппарата МВД: главные управления, управления и отделы, которые реализовывали как основные, так и обеспечивающие функции.

В областях Совета народных депутатов образовывали управления внутренних дел, а в районах и городах — отделы внутренних дел. В ряде крупных городов были созданы управления внутренних дел исполкомов местных Советов. В своей повседневной деятельности управления и отделы внутренних дел были подчинены и подотчетны соответствующим Советам, их исполкомам и МВД Украины. Хотя на самом деле в условиях монопольно правящей КПСС руководство ОВД осуществляли соответствующие партийные комитеты. Это и не скрывалось партийным руководством. В работе “Советская милиция: история и современность 1917/1987” отмечалось: “Партийное руководство — одна из важнейших закономерностей становления и развития советской милиции”.

В пределах крупных районных или городских отделов внутренних дел создавались территориальные отделения милиции. В каждом отдельном случае вопрос об их формировании решался соответствующим органом внутренних дел вместе с исполнительным комитетом соответствующего совета. Такие отделения представляли собой структурные подразделения отдела или управления внутренних дел. Начальники управлений и отделов внутренних дел исполкомов областных и городских советов назначались приказами высших органов внутренних дел и утверждались на сессиях соответствующих Советов, будучи полностью подотчетными им. Исполкомы районных и городских Советов утверждали также назначенных соответствующим органом внутренних дел начальников отделений милиции, участковых инспекторов, назначали и освобождали от должности заместителей начальников и других руководящих работников ОВД.

Таким образом, милиция Советской Украины в конце 80-х годов действовала в условиях двойного подчинения. По нашему мнению, на то время такое двойное подчинение, с одной стороны, давало возможность унифицировать формы работы по всем направлениям охраны общественного порядка, а с другой стороны, создавало возможность для местных Советов как органов власти контролировать эту деятельность, направлять ее с учетом местных условий, особенностей социально-экономического положения региона и др. Вообще, несмотря на то что во времена так называемой перестройки (1985-1990 гг) права МВД Украины и УВД областей было несколько расширено, общее руководство, кадровое обеспечение, материально-техническое снабжение органов внутренних дел УССР как составной общесоюзной системы решались в центральных союзных учреждениях, что позволяло вести эффективную борьбу с преступностью и надлежащим образом обеспечивать охрану общественного порядка.

Сразу же после принятия Верховной Радой Украины 24 августа 1991 года исторического решения и документа — Акта провозглашения независимости Украины коллегия МВД выступила с Обращением к личному составу органов и подразделений внутренних дел Украины. В нем отмечалось, что в то время необходимо было наполнить провозглашенную независимость конкретным содержанием, подкрепить ее решительными практическими действиями, направленными на вывод страны из кризиса, построение демократического правового государства с эффективной рыночной экономикой. Значительная ответственность за это возлагалась на ОВД, которые в тогдашней сложной ситуации вместе с другими правоохранительными органами должны были обеспечить безусловное соблюдение Конституции и законов независимой Украины, надежную охрану правопорядка в государстве. Исходя из этого, коллегия МВД обратилась к руководителям органов и подразделений внутренних дел, всего личного состава с призывом приложить максимальные усилия, чтобы положить конец разгулу преступности, утверждать в нашей жизни принципы справедливости и гуманизма, руководствоваться в своей деятельности исключительно требованиями закона, укреплять связи с населением и общественностью.

Необходимо отметить, что в ответ на это Обращение подавляющее большинство работников милиции республики, чувствуя высокую ответственность за судьбу Отечества и ее многонационального народа, сказала “да” независимой, демократической Украине и включилась в борьбу с преступностью.

Поворотной вехой в становлении милиции Украины стала ликвидация в августе 1991 года в ОВД первичных организаций Компартии Украины. Создание любых партийных организаций в милицейских подразделениях было запрещено. Постановлением Верховной Рады Украины «о департизации государственных органов, учреждений и организаций» принятым в августе 1991 года, милиция освобождалась от любого партийного контроля и подчинялась только Закону.

Необходимо отметить, что деятельность милиции в период ее становления серьезно осложнялась распадом системы социальной профилактики, падением правозащитной активности населения, трудовых коллективов и общественности, связь с которыми заметно ослабло. В республике продолжала обостряться криминогенная обстановка, которая характеризовалась ростом преступности, а в ряде мест — выходом ее из-под контроля правоохранительных органов. Значительно возросла агрессивность и жестокость преступников, сопротивление силам правопорядка. За 1991 г. при исполнении служебных обязанностей погибло 76 и ранено 503 работника милиции. Все это требовало от руководства украинской милиции принятия быстрых и решительных организационных и практических мер для совершенствования деятельности милиции и усиления борьбы с преступностью в новосозданном государстве.

Руководством МВД Украины в конце 1991 — начале 1992 гг. наряду с просмотром ведомственных нормативных актов и созданием нормативной базы деятельности милиции независимого государства был осуществлен ряд организационно-практических мер, направленных на совершенствование управления и укрепления законности в деятельности органов внутренних дел. Уже 10 сентября 1991 года согласно Постановлению Верховного Совета Украинской ССР от 24 августа 1991 года “О провозглашении независимости Украины” и утвержденным Кабинетом Министров УССР от 29 июля 1991 года Положением о прохождении службы в органах внутренних дел в МВД были созданы аттестационные комиссии по рассмотрению материалов по аттестации личного состава и присвоении очередных специальных званий. Главной целью их деятельности было обеспечение объективной и полной оценки деловых, моральных и личных качеств рядового и начальствующего состава новосозданной украинской милиции. На местах эта работа была осуществлена в течение 1992-1993 гг. так, аттестация особого состава харьковской милиции была осуществлена в течение 1993 г.

С целью совершенствования организационной деятельности УВД Крымской АССР, УВД областей и г. Киева, оказание методической и практической помощи службам и подразделениям ОВД, осуществление постоянного и действенного контроля за ходом исполнения актов Верховной Рады Украины, решений и постановлений Кабинета Министров республики, приказов, указаний, решений коллегий МВД, УВД, а также своевременного реагирования на оперативную и криминогенную обстановку на местах, организационно-инспекционные управления (отделы, отделения) УВД были реорганизованы в штабы.

Штаб МВД Украины (на правах Главного управления) стал самостоятельным структурным подразделением министерства, под непосредственным руководством министра внутренних дел обеспечивал координацию и согласование действий отраслевых служб министерства, органов и подразделений внутренних дел в борьбе с преступностью и охране общественного порядка, что было особенно важно на первых порах становления украинской милиции.

Шагом на пути усовершенствования руководящего звена системы стало Постановление Кабинета Министров Украины от 10 апреля 1992 года, которым было разрешено МВД Украины иметь 6 заместителей министра, в том числе одного первого, коллегию в составе 15 человек. В июле 1992 года утверждены составы коллегий УВД областей.

В то же время Министерством, его органами и подразделениями на местах осуществлялся ряд организационных и практических мероприятий, направленных на совершенствование работы органов милиции. С учетом криминогенной обстановки, которая сложилась в конце 1991 — в течение 1992 гг., была перестроена структура аппаратов МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, было произведено сокращение управленческих звеньев, численно усиленные подразделения милиции, которые ведут непосредственную борьбу с преступностью. Так, в июне 1992 года согласно приказу МВД Украины была сокращена численность аппаратов УВД Республики Крым, Донецкой, Ивано-Франковской, Львовской, Хмельницкой областей. Высвобожденная в результате сокращения штатная численность была направлена на укрепление оперативных служб горрайотделов милиции. В течение 1992 — 1995 гг. принимаются решения о численном укрепление подразделений по борьбе с организованной преступностью, подразделений по борьбе с криминальным сокрытием доходов от налогообложения, следственных подразделений, подразделений внутренней безопасности, подразделений по организации раскрытия преступлений против личности, подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

С целью расширения самостоятельности начальников УВД Республики Крым, ГУВД м. Киев, УВД областей и г. Севастополя, УВДТ в решении служебных задач и повышения их ответственности за состояние борьбы с преступностью и охраны общественного порядка им были предоставлены дополнительные права в организационно-штатных вопросах, в вопросах финансов и материально-технического обеспечения, в сфере управления ОВД и организации оперативно-служебной деятельности.

С целью усиления эффективности борьбы с преступностью была усовершенствована структура Главного следственного управления МВД Украины (ГСУ). Четыре независимые друг от друга следственные подразделения (Главного следственного управления МВД Украины, следственного управления ГМРУ “03”, следственный отдел УВДТ и следственное отделение 4-го отдела) были выведены из структуры этих служб и введены в структуру Главного следственного управления с подчинением заместителю министра — начальнику ГСУ МВД Украины.

Кроме того, были приняты меры совершенствования уровня руководства одной из важнейших служб — участковых инспекторов милиции. В этой связи с целью совершенствования организационно-методического обеспечения деятельности участковых инспекторов милиции, усиление контроля за их работой и укрепления взаимодействия с подразделениями криминальной милиции в составе милиции общественной безопасности МВД Украины, УВД Республики Крым, УВД областей, ГУВД м. Киев и УВД г. Севастополя были созданы самостоятельные управления, отделы участковых инспекторов милиции. Во всех горрайотделах внутренних дел введены должности начальников отделений участковых инспекторов милиции.

Была перестроена структура отрядов милиции особого назначения. В новых исторических условиях, в условиях обострения криминогенной ситуации возникла необходимость реорганизации в городах Киеве, Днепропетровске, Донецке, Львове, Одессе и создания в г. Симферополе, а также областных центрах подразделений милиции нового типа — высоко мобильных, профессионально подготовленных для действий в чрезвычайных ситуациях, оснащенных техническими и специальными средствами, транспортом, способных оперативно реагировать на совершение тяжких преступлений, групповых нарушений общественного порядка и вооруженных нападений, осуществлять борьбу с организованной преступностью, поддерживать надлежащий порядок в общественных местах, и прежде всего в местах со сложной оперативной обстановкой. Необходимо отметить, что такое решение подтверждалось международной практикой наличия подобных подразделений в большинстве стран мира. В связи с этим имеющиеся подразделения милиции особого назначения были реорганизованы, а во всех областных центрах в январе 1992 года были созданы подразделения милиции быстрого реагирования “Беркут” с подчинением их лично начальникам УВД. В Донецкой области такой отряд был создан 16 января 1992 года. В системе Главного управления охраны при МВД Украины с целью обеспечения защиты на договорных началах ценных грузов, денежных средств, собственности юридических лиц, обеспечения личной и имущественной безопасности украинских и иностранных граждан были созданы специальные подразделения милиции охраны “Титан”.

Руководство МВД Украины с первых дней становления ОВД нашего независимого государства большое внимание уделяло укреплению законности в деятельности милиции. Неукоснительное соблюдение законности личным составом органов и подразделений милиции в это время приобрело особое значение. Пренебрежение этими требованиями привело к тому, что за годы кризиса советского строя, в течение 19861991 гг., было выявлено 6 492 случая нарушения прав граждан, более 1000 работников милиции были осуждены за совершенные преступления. В новых исторических условиях, придавая первостепенное значение для защиты прав и интересов граждан, учитывая острую необходимость коренной перестройки деятельности милиции по обеспечению законности, на руководителей всех рангов ОВД была возложена персональная ответственность за ее состояние. Кроме того, была существенно повышена роль инспекции по личному составу ОВД. Основной задачей инспекции стало укрепление законности в деятельности ОВД, обеспечение полного, объективного и всестороннего исследования чрезвычайных событий, проведение профилактической работы среди работников милиции.

Учитывая рост числа случаев вовлечения сотрудников ОВД в противоправную деятельность, Кабинет Министров Украины 4 июля 1992 года первым в бывшем Союзе принял решение о создании в структуре криминальной милиции МВД Украины новой службы — Управления внутренней безопасности. Основной задачей этой службы было определено предотвращение втягиванию работников органов внутренних дел в противоправной деятельности, выявление и раскрытие их коррумпированных связей и других корыстных преступлений. Только в 1997 г. благодаря деятельности этого подразделения к ответственности было привлечено 3,6 тыс. работников внутренних дел, уволен из органов 1,2 тыс., возбуждено 200 уголовных дел. При этом упомянутая служба занималась и защитой работников и их близких от давления со стороны криминального элемента. В сентябре 1994 года подразделения внутренней безопасности вошли в состав ГУБОП МВД Украины. В условиях значительного роста преступности в сфере экономики и по линии уголовного розыска деятельность и структура оперативных служб горрайуправлений (отделов) нуждалась в дальнейшем усовершенствовании. Вследствие этого, с целью повышения уровня организационно-оперативной деятельности подразделений криминальной милиции и улучшения управления ими в борьбе с преступностью, в мае 1993 г. в городских, районных, линейных управлениях (отделах) органов внутренних дел была введена должность первого заместителя начальника управления (отдела) внутренних дел — начальника криминальной милиции.

Как уже отмечалось, с целью повышения ответственности лиц, поступающих на службу в ОВД Украины, постановлением Кабинета Министров от 28 декабря 1991 года был утвержден новый текст Присяги сотрудника органов внутренних дел Украины. В начале 1992 г. во всех органах и подразделениях внутренних дел были проведены ритуалы принятия Присяги на верность народу Украины.

Новорожденный государство позаботилась об установлении профессионального праздника украинской милиции. 17 ноября 1992 года, учитывая заслуги ОВД Украины в борьбе с преступностью и охране правопорядка, Президент Украины Л. Кравчук подписал Указ “О дне милиции”, которым в Украине установлен праздник — День милиции Украины, которое с тех пор отмечается ежегодно 20 декабря — в день принятия Верховной Радой Украины в 1990 г. Закона Украины “О милиции”.

20 декабря этого же года в средствах массовой информации впервые опубликовано поздравление Президента Украины личному составу органов внутренних дел, в котором отмечалось, что только сильная, авторитетная милиция, которой доверяет народ, сможет сделать весомый вклад в развитие цивилизованного и правового Украинского государства. Для этого у милиции есть отработанный годами профессионализм, лучшие традиции воспитания честных, храбрых, преданных делу людей.

20 декабря 1992 года в регионах нашего государства милиция впервые торжественно отметила свой профессиональный праздник. Так, в г. Донецке в этот день на центральной площади города был проведен торжественный ритуал принятия Присяги молодыми милиционерами, по центральной улице Артема торжественным маршем прошел гарнизон областной милиции. А вечером в театре оперы и балета г. Донецка состоялось первое торжественное собрание представителей органов и подразделений

внутренних дел, трудовых коллективов, органов государственной власти области. Торжества по случаю Дня милиции прошли во всех городах и районах области.

Милиция Украины изменилась и внешне. Согласно постановлению Верховной Рады Украины от 22 апреля 1993 года были установлены специальные звания начальствующего и рядового состава ОВД, установлены форменная одежда и форма служебного удостоверения работников милиции. Через год во исполнение Указа Президента Украины от 2 апреля 1994 года и постановления Кабинета Министров Украины от 11 ноября 1994 года в течение 1995-1996 гг. был осуществлен переход на новую форму одежды. В течение апреля-декабря 1993 года был осуществлен обмен на новые служебные удостоверения работников милиции с государственной символикой независимой Украины. Также в это время милиция Украины и ее подведомственные службы, в соответствии с новой государственной символикой, получили новую эмблему; была утверждена Концепция вида транспортных средств милиции.

На протяжении всей недолгой новейшей истории деятельности милиции Украины значительное внимание уделялось дальнейшей оптимизации структуры и кадрового состава ведомства, создавались новые службы милиции. В независимой Украине одним из приоритетных направлений деятельности является борьба с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков, профилактика этих преступлений. Для решения этой проблемы в феврале 1994 года в структуре криминальной милиции ОВД были созданы самостоятельные подразделения милиции для борьбы с незаконным оборотом наркотиков (ОБНОН). Эти подразделения свои усилия направили на выявление квалифицированных видов преступлений: фактов сбыта наркотиков, притоносодержание, втягивание в наркоманию.

В июне 1994 года окончательно решается вопрос о двойном подчинении ОВД. Президентом Украины подписан Закон “О внесении изменений и дополнений в статью 7 Закона Украины “О милиции”. Согласно этому Закону управление внутренних дел областей реорганизовано в управление МВД Украины в областях. Таким образом, осталось только вертикальное подчинение — Министерству внутренних дел. В 1996 г. в связи с определением в новой Конституции нового статуса Кабинета Министров Украины, всей системы органов исполнительной власти, с целью повышения эффективности работы и ответственности территориальных подразделений министерств, других центральных органов исполнительной власти и обеспечение их взаимодействия с местными государственными администрациями, Указом Президента Украины от 5 ноября 1996 года было установлено, что руководители территориальных подразделений министерств, других центральных органов исполнительной власти (кроме СБУ) подотчетны и подконтрольны главам соответствующих местных государственных администраций по вопросам, отнесенным законодательством к компетенции местных государственных администраций. Согласно Указу, назначение руководителей подразделений министерств и других центральных органов исполнительной власти должно было проводиться по обязательному согласованию с председателями соответствующих местных государственных администраций. Принятие этого решения, по нашему мнению, способствовало повышению эффективности и ответственности местных ОВД за состояние охраны общественного порядка и борьбы с преступностью на местах, более тесному взаимодействию в решении этих вопросов с государственными администрациями.

В 1994 г. сменилось руководство МВД. Указом Президента Украины от 21 июля 1994 года министром внутренних дел назначен В. И. Радченко.

Процесс совершенствования управленческой деятельности продолжается. В связи с тем что в августе 1994 года Кабинет Министров Украины утвердил новую организационную структуру центрального аппарата МВД Украины, в сентябре была объявлена новая организационная структура центрального аппарата МВД Украины и подразделений, которые были непосредственно ему подчинены.

В октябре 1994 года в системе МВД Украины с целью профилактики, выявление и пресечение преступлений, связанных с нарушением налогового законодательства, которые в настоящее время приобрели в государстве массового распространения, создается Управление по борьбе с криминальным сокрытием доходов от налогообложения, которое стало самостоятельным оперативным подразделением в составе криминальной милиции. В декабре того же года эти подразделения были созданы и в г. Киеве, Севастополе, областях и на транспорте. Позже, в 1997 г., на их базе были созданы подразделения налоговой милиции, которые были переданы в состав Государственной налоговой администрации Украины. Руководство украинской милиции оказывало существенную помощь новорожденной структуре в вопросах укомплектования ее кадрами и обеспечения надлежащих условий деятельности. В налоговую милицию было переведено 3 236 работников подразделений БКППО, 1033-из других служб милиции. Им было передано вооружение, автотранспорт и имущество, находившееся в пользовании указанных подразделений.

С середины 90-х гг. общественность страны все больше беспокоила растущая преступность несовершеннолетних. С целью предотвращения правонарушений несовершеннолетних 24 января 1995 года Верховной Радой Украины был принят Закон “Об органах и службах по делам несовершеннолетних и специальных учреждениях для несовершеннолетних”. Указанным Законом было предусмотрено функционирование в системе МВД качественно новой службы криминальной милиции по делам несовершеннолетних. В соответствии с этим Кабинет Министров Украины 8 июля 1995 года принял постановление “о создании криминальной милиции по делам несовершеннолетних” в системе МВД Украины. Постановлением было утверждено Положение об уголовной милиции по делам несовершеннолетних, которое определяло структуру, правовые основы деятельности, права и обязанности по профилактике и борьбе с преступностью среди несовершеннолетних. Новая служба была создана на базе инспекций по делам несовершеннолетних и сосредоточила свою деятельность на мерах профилактики правонарушений и борьбе с преступностью среди лиц, не достигай 18-летнего возраста, и на защите несовершеннолетних от негативного влияния взрослых. Криминальная милиция по делам несовершеннолетних стала самостоятельным подразделением в составе криминальной милиции МВД Украины.

В связи с распространением в рассматриваемый период истории нашего государства преступлений, связанных с незаконным изготовлением, хранением и применением взрывчатых устройств, в июне 1995 года при экспертно-криминалистических управлениях МВД Украины, ГУМВД в Крыму, УМВД Украины в Донецкой и Луганской областях были созданы взрывотехнические службы, а в УМВД Украины в Днепропетровской, Львовской, Одесской, Харьковской областях — межрегиональные взрывотехнические службы. С целью обеспечения безопасности работников суда, правоохранительных органов, лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, членов их семей и близких родственников в структуре милиции общественной безопасности ГУМВД Украины в Крыму, м. Киеве и Киевской области, УМВД Украины в областях и г. Севастополе были созданы специальные подразделения милиции.

Таким образом, анализируя структуру и деятельность МВД Украины необходимо отметить, что оно с самого начала своего существования организует свою деятельность на основе коллегиальности и единоначалия. В этом прослеживается его преемственность с принципами деятельности МВД УССР. Организационная структура центрального аппарата МВД Украины, как и других ОВД, в том числе милиции, в новорожденном государстве была обусловлена их задачами и функциями. В соответствии с задачами, которые должно было выполнять МВД Украины в новых исторических условиях, в его структуру входило руководство, главные управления, управления, которые объединены в блоки по направлениям деятельности, и службы, которые должны были функционировать при министерстве.

При министре внутренних дел был создан аппарат министра и коллегия. С целью обеспечения надлежащего уровня управления отраслевыми службами МВД Украины, органами и подразделениями внутренних дел между руководством МВД предусматривалось распределение основных обязанностей для координации работы, взаимодействия и сотрудничества, выделялись главные управления, управления и службы МВД. В этой структуре милиция в нашей стране является единой системой органов, которая вместе с внутренними войсками, органами государственного пожарного надзора являются составной частью системы органов внутренних дел государства, входит в структуру МВД Украины, поэтому в своей деятельности она подчиняется МВД Украины, выполняет административную, профилактическую, оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную, исполнительную и охранную (на договорных началах) функции. Милиция составляет около 70% от общей штатной численности органов внутренних дел. Министр внутренних дел осуществляет руководство всей милицией Украины.

В новых исторических условиях основными задачами милиции независимой Украины стало: обеспечение личной безопасности граждан, защита их прав и свобод,

законных интересов; предотвращение правонарушений и их прекращение; охрана и обеспечение общественного порядка, выявление и раскрытие преступлений, розыск лиц, их совершивших; обеспечение безопасности дорожного движения; защита собственности от преступных посягательств; исполнение уголовных наказаний и наложения административных взысканий; участие в оказании социальной и правовой помощи гражданам, содействие в пределах своей компетенции государственным органам, предприятиям, учреждениям и организациям в выполнении возложенных на них законом обязанностей. Как это и должно быть в демократическом правовом государстве, деятельность милиции строится на принципах законности, гуманизма, уважения к личности, социальной справедливости, взаимодействия с трудовыми коллективами, общественными организациями и населением, гласности, внепартийности.

Для выполнения огромных задач, возложенных на милицию независимой Украины, была создана соответствующая структура. Она состояла из следующих подразделений: криминальной милиции, милиции общественной безопасности, транспортной милиции, государственной автомобильной инспекции милиции охраны, специальной милиции. Необходимо отметить, что МВД Украины в случаях, предусмотренных законодательством, могло создавать специальные подразделения милиции, о чем свидетельствуют описанные выше меры. Структура органов милиции, как и всей системы ОВД Украины, была построена в соответствии с административно-территориальным устройством государства, социально-экономических и политических обстоятельств, криминогенной ситуации в отдельных регионах Украины.

В составе МВД действовала криминальная милиция, в которую вошли оперативно-розыскные, оперативно-технические и другие подразделения, деятельность которых была направлена на профилактику, пресечение и раскрытие тяжких преступлений, осуществление розыска лиц, уклоняющихся от органов дознания, следствия и суда, отбытия наказания, пропавших без вести, и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством. С этой целью ее сотрудниками осуществлялись оперативно-розыскные мероприятия, а также предусмотренные законом неотложные следственные действия.

В ее структуру, которая была определена в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 24 апреля 1996 года “О концепции развития системы МВД Украины”, вошли: Главное управление (управления, отделы, отделения) уголовного розыска; Г продукции сочетается с максимальной эффективностью управления (управления, отделы, отделения) Государственной службы борьбы с экономической преступностью (ГСБЭП); Управления (отделы) по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (УБНОН); Управления (отделы) криминальной милиции по делам несовершеннолетних (КМСН); подразделения уголовного розыска, БЕЗ, КМСН органов внутренних дел, подчиненных Отдела специальной милиции МВД Украины; подразделения уголовного розыска, по борьбе с преступными посягательствами на грузы, ГСБЭП и ОБНОН ОВД на транспорте, а также подразделения, которые выполняют специальные задачи вышеупомянутых служб; Главное управления (управления, отделы) уголовного розыска; оперативно-техническое управление (отделы, отделения); отдел (кинологические центры) организации служебного собаководства. Подразделения криминальной милиции непосредственно отвечали за состояние борьбы с рецидивной и организованной преступностью, вели профилактическую работу.

В состав МВД также вошла милиция общественной безопасности, которая включала в себя Главное управление административной службы милиции (ЭУАСМ), Управление Госавтоинспекции (ГАИ), управление Государственной службы охраны, которое также действовало при МВД. Основной задачей ЕУАСМ стало обеспечение общественного порядка и безопасности, особенно во время проведения массовых мероприятий, профилактика и пресечение правонарушений на улицах и в других общественных местах, борьба с преступностью. Основу милиции общественной безопасности составила служба охраны общественного порядка, в которую вошли: патрульно-постовая служба, которая обеспечивала охрану общественного порядка на улицах и в других общественных местах; паспортная, регистрационно-миграционная службы, предназначенные обеспечивать порядок прописки, выписки, учета и регулирования передвижения граждан по территории Украины, регулирования порядка выезда за пределы Украины граждан Украины и других лиц, порядка въезда и пребывания на территории Украины иностранных граждан; разрешительная система, которая осуществляла надзор за изготовлением, приобретением, хранением, использованием, реализацией и транспортировкой оружия, боеприпасов, взрывчатых и радиоактивных веществ, сильнодействующих ядовитых веществ и др.; служба участковых инспекторов милиции.

На транспортную милицию было возложено обеспечение охраны общественного порядка и перевозки грузов на железнодорожном, водном (речном, морском) и воздушном транспорте. Структура Управления внутренних дел на транспорте отличалась от структуры МВД отсутствием в их компетенции ряда функций, что обусловлено особенностями участка обслуживания. Так, в структуре Управления отсутствовали подразделения Госавтоинспекции, участковых инспекторов милиции, паспортной, регистрационной и миграционной работы, специальной милиции, Интерпола. В то же время в структуре криминальной милиции ОВД на транспорте была создана служба по борьбе с преступными посягательствами на грузы (которой нет в территориальных органах внутренних дел). Ответственные задачи возлагались на Государственную автомобильную инспекцию: регулирование движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах, выявления и пресечения нарушений правил дорожного движения, осуществления контроля за состоянием автомобильных дорог, улиц и тому подобное, надзор за техническим состоянием эксплуатируемых автомототранспортных средств, учет дорожно-транспортных происшествий, осуществление розыска угнанных машин.

Милиция охраны призвана была обеспечивать на договорных началах охрану имущества граждан, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, общественных объединений, иностранных государств, международных организаций, иностранных граждан и юридических лиц, осуществлять охрану физических лиц.

Специальная милиция обеспечивала охрану общественного порядка на объектах и территориях особого народнохозяйственного значения или которые пострадали от стихийных бедствий, экологического загрязнения, катастроф. Подразделениями специальной милиции стали также строевые подразделения милиции быстрого реагирования “Беркут”, “Кобра”, “Сокол”, для обеспечения безопасности работников суда, правоохранительных органов, лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, членов их семей и близких родственников и тому подобное. В составе МВД Украины было сформировано также милицию по борьбе с организованной преступностью, для эффективной работы которой было создано Главное управление по борьбе с организованной преступностью; отдел организации работы органов внутренних дел на закрытых объектах.

Отметим, что каждая отраслевая служба МВД, ГУМВД, УМВД, УМВД имела свою разветвленную и сложную организационную структуру, которая формировалась в соответствии с выполняемыми аппаратом Службы задач и функций. Основные функции борьбы с преступностью и охраны общественного порядка выполняли горрайлинорганы внутренних дел, которые имели соответствующую типовую структуру. В поселках городского типа, в микрорайонах и отдаленных населенных пунктах создавались отделы и отделения милиции, входившие в состав городского или районного органа.

Таким образом, созданная за годы независимости структура милиции Украины позволила достаточно эффективно обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок, бороться с преступностью в стране. Однако эта система отличалась чрезмерной централизацией управления, перегруженностью структурными элементами, несоответствием численности управленческого аппарата и низовых звеньев оперативно-розыскных подразделений милиции. Все это поставило на повестку дня необходимость коренного реформирования не только милиции, но и всей системы ОВД Украины, процесс которого начался во второй половине 90-х гг.