Деятельность органов государственной власти и управления, руководства МВД Украины относительно законодательного и организационного обеспечения функционирования милиции

После провозглашения в августе 1991 года независимости Украины, ее суверенитета, многовековая идея национальной государственности приобрела реальный смысл и конкретную направленность на построение демократического правового государства. Взяв курс на построение правового демократического общества, украинское государство одной из своих главных задач определила постоянную заботу государства об укреплении правопорядка и законности, защите общества и личности от преступных посягательств, организацию и координацию на общегосударственном уровне борьбы с преступностью.

Деятельность органов государственной власти и управления для создания качественно новой нормативной базы функционирования МВД Украины

С первых дней обретения Украиной независимости борьба с преступностью рассматривается как чрезвычайно актуальная общегосударственная задача большой политической значимости, важнейшая составляющая многоплановой деятельности органов государственной власти и управления. Это в первую очередь касается функций высших органов государственной власти по определению конституционных и других законодательных основ этой деятельности, ее стратегии, основных направлений и задач на определенный период, координации усилий всех государственных структур, в первую очередь правоохранительных органов, общественных формирований, деятельность которых направлена на преодоление преступности. В новых исторических условиях вновь созданное государство, его правоохранительные органы, в том числе милиция, были призваны вселить в людей веру в то, что во вновь созданном государстве Украина есть власть, способная не на словах, а на деле защитить их честь, достоинство, жизнь и здоровье, права и свободы.

Исходя из общих норм национальной системы права, высшим организатором борьбы с преступностью в нашем обществе является государство в лице органов государственной власти, в том числе и милиции как элемента системы правоохранительных органов. Необходимо откровенно сказать, что выполнение этой функции за весь недолгий период существования нашего независимого государства осуществляется в очень тяжелых условиях. Социально-экономические и политические преобразования, свойственные переходному периоду, вызвали ряд серьезных трудностей, кризисных явлений, активизировали криминогенные факторы и тенденции. В то же время экономические осложнения значительно ограничили ресурсные возможности государства, обусловили резкий рост преступности, а все это вместе привело к ослаблению организующей роли тех государственных структур, которые должны защищать мир и спокойствие в стране.

Дело осложнялось и тем, что несмотря на обострение криминогенной обстановки накануне развала СССР, кризисное состояние экономики побудил властные структуры использовать правоохранительные органы, в том числе и милицию, для выполнения несвойственных ей функций. Так, например, согласно требованиям постановления Кабинета Министров Украины от 24 июля 1991 года, милиция Украины принимала участие в мероприятиях контроля за вывозом товаров народного потребления и других материальных ценностей. На ОВД, кроме того, была возложена задача оборудовать в местах пересечения границ Украины стационарных специальных пунктов для контроля за их вывозом.

Характерным примером здесь является выступление в конце 1990-го г. руководителя Днепропетровской милиции А. А. Билыка на одном из пленумов областного комитета партии. В своем выступлении он с тревогой говорил о том, что в ряде городов и районов области отдельные руководители пытаются милицией ликвидировать все недостатки, которые появляются по тем или иным вопросам, привлекают милицию к выполнению несвойственных ей функций, применяют ее там, где этого нельзя делать. Кроме того, в эти бурные времена нашей истории значительные силы правоохранительных органов, в первую очередь милиции, отвлекались для обеспечения охраны общественного порядка во время проведения различных массовых акций. Это крайне негативно влияло на организацию борьбы с правонарушениями. Такое положение дел в этот кризисный для советской власти период наблюдался в большинстве областей Украины.

Борьба с преступностью традиционно понимается как единство профилактической и правоохранительной деятельности. С момента начала становления независимой Украины государственная организация борьбы с преступностью включает в себя информационно-аналитическую деятельность, программно-целевое планирование борьбы с преступностью, организационно-ресурсное и кадровое обеспечение, контроль выполнения и внесение необходимых управленческих изменений с учетом социальной криминогенной обстановки. Эти направления деятельности вытекают из правоохранительной функции демократического, правового государства. Основные задачи в выполнении этих правоохранительных функций во вновь созданном государстве Украина были возложены на МВД, составляющей которого является милиция, которая после провозглашения независимости стала самостоятельным государственным органом и вышла из подчинения МВД СССР.

Политическое, экономическое и социальное обновление общества в процессе построения демократического правового государства требовало приведения правовых, организационных, структурных и других основ функционирования МВД Украины в соответствии с новыми условиями их деятельности и развития. Криминогенная ситуация, сложившаяся в Украине, сразу после обретения независимости, определялась глубоким социально-экономическим кризисом, который охватил все сферы общественной жизни: экономику, политику, идеологию, мораль. Рост преступности достиг уровня реальной угрозы национальной безопасности Украины.

Все это выдвинуло перед правоохранительными органами, в том числе милицией, новые задачи, обусловило необходимость пересмотреть стратегические направления их деятельности, поиска новых подходов к организации и осуществлению охраны общественного порядка и борьбы с преступностью, которые бы отвечали современной обстановке и тенденциям ее развития. Законодательное обеспечение решения всех этих задач правоохранительных органов молодого независимого государства с самого начала было в поле зрения Президента, Верховной Рады и Кабинета Министров Украины. Руководство независимого государства Украина с первых дней своей деятельности исходило из того, что обязательным условием эффективного функционирования правоохранительных органов, выполнение ими возложенных законом функций, соблюдения должностными и служебными лицами этих органов законности, обеспечения реализации прав и свобод человека и гражданина является четкая правовая регламентация их деятельности.

Провозглашение украинского государственного суверенитета вызвало объективную необходимость создать собственную, правовую базу для регулирования общественных отношений. До сих пор Украина не имела национального законодательства, она пользовалась законами и подзаконными актами СССР, интересы республики в котором, в том числе в сфере правоохранительной деятельности, находили свое место не всегда. Поэтому возникла необходимость принять целый ряд законодательных актов и урегулировать ними общественные отношения, которые складывались под влиянием демократизации общества, перехода экономики к рынку, на активизацию криминального элемента. Прежде всего независимая Украина позаботилась о принятии законов, которые были бы направлены на защиту жизни, здоровья, прав и свобод человека, обеспечили бы качественно новую нормативную базу МВД государства, в том числе милиции, как его составляющей.

Обретение независимости

До 1991 г. милиция Украины была составляющей правоохранительной системы СССР, соответственно функционировала в рамках правового поля, установленного тем государством. И хотя задачи, возложенные на милицию, и тогда и теперь в значительной мере свойственны любой правоохранительной системе (поддержание общественного порядка, борьба с криминальными проявлениями), качественно она была продуктом тоталитарной системы. Определяющей чертой последней было доминирование коммунистической идеологии над Законом.

Обретение Украиной независимости стало той точкой отсчета, с которой начался процесс обретения ОВД нашего государства черт цивилизованной правоохранительной системы. Важным в этом становлении было определение цели, смысла ее деятельности. В новых исторических условиях четкий ответ на этот вопрос дала новая Конституция Украины, которая констатирует, что высшей ценностью государства является жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность граждан. Это конституционное положение и стало основным содержанием деятельности украинской милиции.

В основу правового обеспечения деятельности и организации структуры органов внутренних дел были положены Декларация о государственном суверенитете Украины, Акт провозглашения независимости Украины, Конституция Украины. Отдельные направления деятельности ОВД в дальнейшем стали регулироваться Указами Президента Украины и постановлениями Кабинета Министров Украины.

Формируя законодательную базу деятельности милиции Украины, руководство МВД понимало, что необходимо было пересмотреть вопросы прохождения службы, финансового и материально-технического обеспечения, социальной защиты работников милиции, обязательного государственного страхования лица. Эта работа началась еще накануне обретения Украиной независимости. Первым среди основных нормативных актов, регламентирующих деятельность современной милиции Украины, стал Закон Украины “О милиции”, принятый 20 декабря 1990 года. Появление этого закона, вскоре после принятия Декларации о государственном суверенитете Украины, была обусловлена многими факторами, среди которых важное место занимает необходимость установить верховенство законности в деятельности милиции.

Историческое значение этого закона заключается в том, что он определяет содержание, задачи и принципы деятельности милиции Украины, в начале ее становления как правоохранительного органа независимого государства и на современном этапе, а также ее отличительные черты от милиции Украины времен советского тоталитаризма. Жизненность и социальная ценность предписаний этого закона неодинакова, поэтому в дальнейшем этот закон неоднократно дополнялся, а отдельные статьи менялись. Несмотря на это, закон создал реальные предпосылки для того, чтобы милиция Украины стала авторитетным и эффективно действующим вооруженным органом государственной власти, надлежащим образом охраняя права и свободы граждан.

Закон вступил в силу с 1 января 1991 года. Но в то время текущее законодательство отставало от закрепленных в диспозициях норм отдельных требований статей. Поэтому постановлением Верховной Рады от 25 декабря 1990 года о порядке его введения в действие было предусмотрено, что некоторые нормы вступают в силу только после принятия соответствующих законодательных актов (Закон Украины “Об оперативно-розыскной деятельности”, Дисциплинарного устава органов внутренних дел и др.).  Сейчас эти нормативные акты приняты и все нормы Закона Украины “О милиции” на сегодня действуют.

Закон в сравнении с предыдущими нормативно-юридическими актами (Положением о советской милиции, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 8 июня 1973 года №2, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июня 1973 года “Об основных обязанностях и правах советской милиции по охране общественного порядка и борьбы с преступностью”, которые действовали до принятия Закона СССР “О советской милиции”), является принципиально новым законодательным актом в деятельности ОВД Украины.

Согласно указанному Закону милиция Украины стала составляющей системы правоохранительных органов, осуществляющих государственную исполнительную власть в сфере охраны общественного порядка. Отнесение милиции в органы исполнительной власти свидетельствовало о том, что она отныне функционировала на основе Конституции, законов, принятых Верховной Радой Украины, Указов Президента Украины, и имела для этого соответствующие распорядительные полномочия. Таким образом, впервые, а Закон был принят еще во времена советской Украины, был подчеркнут деполитизированный характер деятельности милиции Украины.

Закон Украины “О милиции” как первый законодательный акт о деятельности ОВД тогда еще будущего независимого государства обозначил их основные задачи, принципы деятельности. Этот законодательный акт привнес в деятельность милиции Украины ряд принципиально новых положений. Так, Закон четко определил, что в основу деятельности милиции отныне наряду с принципом законности был положен принцип гуманизма, характерный для отношений между ОВД и гражданами в демократических, правовых государствах. Закон сформулировал функции, организацию милиции и ее подчиненность. В связи с этим система ОВД была построена с учетом административно-территориального устройства, а также особенностей их функций, характера и объема задач. Деятельность каждого звена системы ОВД была ограничена масштабом территориальной деятельности и компетенции. Система была разделена на две подсистемы: центральные органы МВД Украины и местные — Главные управления, УВД МВД Украины в Крыму, в областях, городах, районах и линейные отделы (управления) внутренних дел.

Закон Украины “О милиции” четко определил не только основные обязанности, но и права милиции, обусловил применение мер физического воздействия, специальных средств, огнестрельного оружия, дал гарантии личной безопасности вооруженного работника милиции. Применение мер физического воздействия, специальных средств и огнестрельного оружия было подробно регламентировано в Правилах применения специальных средств при охране общественного порядка в Украинской ССР, а также в Положении о порядке применения огнестрельного оружия.

Закон определил личный состав милиции, порядок принятия на службу в милицию и прохождения службы, оплату труда работника милиции. На его основе постановлением Кабинета Министров Украины от 29 июля 1991 года было введено в действие Положение о прохождении службы рядовым и начальствующим составом ОВД Украины. Статья 18 Закона определила, что Дисциплинарный устав ОВД Украины утверждается Верховной Радой Украины. В соответствии с этим Дисциплинарный устав ОВД тогда еще Украинской ССР был утвержден Указом Президиума Верховного Совета Украинской ССР от 29 июля 1991 года и введен в действие приказом МВД.

Новый регламент

Необходимо отметить, что, став на путь демократического, правового государства, Украина приняла целый ряд законов и нормативных актов, регламентирующих различные стороны социальной защиты сотрудников милиции. Это Положение о порядке и условиях государственного обязательного личного страхования лиц рядового, начальствующего и вольнонаемного состава органов и подразделений внутренних дел Украины, инструкция “О порядке проведения государственного обязательного страхования лиц рядового, начальствующего и вольнонаемного состава органов внутренних дел в системе МВД Украины” от 31 августа 1992 года, постановление Кабинета Министров Украины от 19 августа 1992 года “Условия государственного обязательного личного страхования военнослужащих и военнообязанных, призванных на сборы, и порядок выплаты им и членам их семей страховых сумм”.

В дальнейшем вопрос гарантий социальной защиты сотрудников милиции были закреплены в целом ряде законов, Указов Президента, Постановлениях и распоряжениях Кабинета Министров. Среди них — Закон Украины от 4 февраля 1994 года “О государственной защите работников суда и правоохранительных органов”, Указ Президента от 4 октября 1996 года “Об условиях денежного обеспечения лиц рядового и начальствующего состава и оплаты труда работников органов внутренних дел”, Постановление Кабинета Министров от 27 апреля 1994 года “О дополнительных мерах по укреплению материально-технической базы правоохранительных органов”, Постановление Кабинета Министров от 3 января 1995 года № 4 “О дополнительных льготах по налогообложению денежного пособия семьям погибших военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел” и другие.

Кроме того, как и должно быть в демократическом правовом государстве, Закон Украины “О милиции” специальным разделом обусловил контроль и надзор за деятельностью милиции. В нем к перечню наиболее действенных средств обеспечения законности в деятельности милиции принадлежал государственный контроль, составляющими которого являются внутриведомственный контроль, судебный контроль, общественный контроль, надзор прокуратуры и обжалование незаконных действий работников милиции. Таким образом, это стало еще одним шагом на пути ликвидации партийного контроля за деятельностью милиции, который в советские времена заменял собой все другие.

Подытоживая вышеизложенное, можно сделать вывод, что законом “О милиции” было достигнуто главное — мы заложили основу правовой регламентации, четко и ясно определены главные принципы деятельности органов милиции Украины. Кроме того, принятие Закона Украины “О милиции” создало реальные предпосылки для того, чтобы милиция Украины после обретения независимости стала авторитетным и эффективно действующим вооруженным органом государственной исполнительной власти, который должным образом охраняет права и свободы граждан. Принятие Закона “О

милиции” имело чрезвычайное значение не только для ОВД, но и для населения республики, создало надлежащие условия для совершенствования и повышения эффективности деятельности ОВД в охране общественного порядка и борьбе с преступностью. Закон Украины “О милиции” был принят еще в то время, когда Украина была частью Союза ССР, поэтому на время провозглашения независимости правовая база, которая регулировала деятельность ОВД не соответствовала требованиям демократического государства и во многих вопросах не была адаптирована к потребностям борьбы с преступностью и охраны общественного порядка. С учетом этого работа, направленная на разработку новых нормативных документов после провозглашения независимости, была продолжена.

Верховной Радой Украины 24 августа 1991 года был принят Акт провозглашения независимости Украины, которым было создано самостоятельное украинское государство — Украина. С момента его принятия на территории Украины вступили в силу исключительно Конституция и законы Украины. В связи с этим МВД СССР 26 августа 1991 года был издан приказ “О пересмотре ведомственных нормативных актов и создание нормативной базы МВД Украины,” в котором начальникам Главных управлений, управлений, самостоятельных отделов Министерства, начальникам УВД Крымской АССР, УВД областей и УВД на транспорте была поставлена задача пересмотреть всю ведомственную нормативную базу с целью устранения противоречий с действующим законодательством Украины. Было выдвинуто требование разработать соответствующие документы в основных направлениях оперативно-служебной, производственно-хозяйственной и финансовой деятельности ОВД. Для организации этой работы была создана комиссия МВД Украины по пересмотру нормативных актов и созданию новой нормативной базы украинской милиции, которую возглавил заместитель министра генерал-майор внутренней службы В. Барташевич.

После 1992 года

Началась активная работа, направленная на формирование нормативной базы деятельности украинской милиции. Только в течение 1992 г. были утверждены почти все основные Положения о деятельности структурных подразделений и управлений МВД Украины — Штаба, инспекции по личному составу ОВД, экспертно-криминалистических подразделений, уголовного розыска, Управления организации работы ОВД на транспорте, Государственной автомобильной инспекции МВД Украины, Главного управления охраны, Главного управления кадров, Главного управления защиты экономики от преступных посягательств и др.

Распоряжением Президента Украины от 7 октября 1992 года было утверждено Положение О МВД Украины, объявленное приказом МВД в конце октября 1992 года. В дальнейшем, в условиях реформирования системы, был разработан качественно новое Положение о МВД Украины, которое было утверждено Указом Президента Украины от 17 октября 2000 года. В Положении определено место МВД в системе центральных органов исполнительной власти, правовые основы его деятельности, основные задачи и права, структура министерства и полномочия Министра внутренних дел, задачи коллегии МВД Украины. Согласно закону Кабинет Министров Украины 19 августа 1994 года утвердил структуру аппарата МВД Украины.

Логическим продолжением деятельности органов законодательной и исполнительной власти для укрепления правопорядка и законности, обеспечения нормативной базы функционирования МВД было принятие долгосрочной Государственной программы борьбы с преступностью, утвержденной постановлением Верховной Рады Украины от 25 июня 1993 года. Эта программа была принята с учетом чрезвычайно сложной криминогенной обстановки в государстве в первые годы независимости, рост преступности, особенно в сфере экономики, с целью эффективной комплексной борьбы с этими негативными явлениями. Она стала первым в истории нашего государства документом, который включал веские организационные и практические меры, конкретные задания государственным органам, научным организациям, трудовым коллективам, общественным организациям для противодействия преступности.

Главное внимание в программе сосредоточено на формировании общегосударственного, всенародного фронта борьбы с противоправными явлениями на основе создания нетерпимости к ним, сочетание мер общесоциального и специального характера при определяющей роли первых. Необходимо подчеркнуть, что на то время МВД Украины все мероприятия, предусмотренные программой, подкрепило конкретными задачами кадрового и материально-технического обеспечения правоохранительной деятельности, увеличение штатной численности работников милиции соответствующих категорий, образование новых учебных заведений системы МВД, улучшение условий деятельности ОВД и их работников.

Необходимо отметить, что на выполнение этой программы во всех областях Украины была проведена соответствующая работа. Так, сессия Харьковского областного Совета народных депутатов в ноябре 1993 года утвердила меры, направленные на обеспечение выполнения Государственной программы борьбы с преступностью, которые предусматривали комплекс организационных, профилактических мер по укреплению общественного порядка и безопасности, борьбы с организованной преступностью в сфере экономики, кадрового и материально-технического обеспечения правоохранительной деятельности. Таким образом, можно сделать вывод, что Государственная программа была насыщена значимыми и целенаправленными мерами борьбы с преступностью, особенно ее организованных форм коррупции.

Верховная Рада в развитие этой программы за время до ее принятия и в течение следующих нескольких лет приняла более 100 нормативно-правовых актов по вопросам непосредственной деятельности ОВД, их структуры и системы управления, правового регулирования охраны правопорядка. Среди главнейших из них, наряду с рассмотренным Законом “О милиции” Законы Украины “О войсках внутренней и конвойной охраны” от 26 марта 1992 года, “О чрезвычайном положении” от 26 июня 1992 года, “Об оперативно-розыскной деятельности” от 18 февраля 1992 года, “Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью” от 30 июня 1993 года, “О дорожном движении” от 30 июня 1993 года, “Об обеспечении безопасности лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве” от 23 декабря 1993 года.

Борьба с преступностью

В новорожденном государстве принимаются меры по консолидации всех правоохранительных органов и соответствующих ведомств для борьбы с преступностью. В июне 1993 года издается Указ Президента Украины “О координационном комитете по борьбе с преступностью”, а в 1995 г. утверждаются Положения о подобные координационные комитеты при областных госадминистрациях. Он был создан с учетом сложной криминогенной обстановки, необходимости объединения усилий всех государственных органов, общественных формирований для того, чтобы обеспечить в полном объеме выполнение задач, предусмотренных Государственной программой борьбы с преступностью. С принятием Закона Украины “Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью”, который и предусматривал создание Координационного комитета по борьбе с коррупцией и организованной преступностью при Президенте Украины, ранее действующий Координационный комитет был реорганизован. Соответствующие комитеты были созданы также и на местах.

Координационный комитет, как это и определено в Законе, стал специальным государственным органом, который должен был объединить усилия всех государственных органов и общественности на осуществление комплексных мер по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, устранению причин и условий, способствующих преступности. Такого специального органа в истории нашего государства не было. В рамках этих задач в своей дальнейшей практической деятельности комитет неоднократно заслушивал доклады руководителей центральных и местных правоохранительных и других государственных органов относительно их деятельности по борьбе с преступностью, принимал по этим вопросам решения, которые были обязательными для выполнения, осуществлял проверки по указанным вопросам, пользуясь своим правом, неоднократно передавал материалы, которые свидетельствовали о фактах преступлений, органам прокуратуры и тому подобное. Таким образом, деятельность Координационного комитета стала одной из форм государственного управления правоохранительной системой независимой Украины. Однако работу, проведенную Комитетом, необходимо рассматривать критически. Несмотря на все усилия, коренных сдвигов в борьбе с преступностью не произошло.

Об этом неоднократно говорилось и самими руководителями Комитета. Так, выступая на международной научно-практической конференции “Стратегия и опыт борьбы с организованной преступностью и нелегальным наркобизнесом”, которая проходила в Киеве 16 — 19 августа 1994 года, Дурдинец, который на то время был первым заместителем Главы Координационного комитета по борьбе с коррупцией

и организованной преступностью при Президенте Украины, сказал:

“Анализируя работу Комитета, мы почувствовали, что явно недостаточно рассматривать наиболее актуальные, ключевые проблемы, принимать соответствующие решения, давать поручения. Чрезвычайно важно контролировать их выполнение, строго спрашивать за несвоевременную и неполную их реализацию. Отсутствие этого элемента снижает роль и значение Комитета”.

Новый виток борьбы

К сожалению, комитет в течение дальнейшего своего существования так и не нашел места в системе контролирующих органов нашей республики и в конце концов превратился в орган сугубо совещательный, лишенный каких-либо координационных функций и задач. Состояние борьбы с преступностью требует упорядочения координации профилактической деятельности, что будет способствовать укреплению правопорядка в стране.

Необходимо отметить, что принятие этих правовых актов не исчерпывает всего содержания правового обеспечения деятельности ОВД. На их основании в течение 1991 -1994 гг. был издан ряд Указов Президента Украины и Постановлений Кабинета Министров Украины, приказов МВД, разработаны соответствующие наставления, уставы и инструкции, регламентирующие определенные виды деятельности, осуществляемой ОВД или их отдельными подразделениями. В июле 1993 года были приняты меры для улучшения управленческой деятельности в подразделениях ОВД. С этой целью были разработаны и утверждены инструкции о порядке работы Коллегии МВД Украины, порядка проведения оперативных совещаний, организации контроля в аппарате МВД Украины, организации комплексного инспектирования и проверок ГУВД, УВД, УВДТ.

В этом перечне отдельно необходимо отметить Указ Президента Украины от 21 июня 1994 года “О неотложных мерах усиления борьбы с преступностью”. В нем предусмотрен целый ряд положений, направленных на усиление борьбы с бандитизмом, коррупцией, обезвреживание вооруженных преступных формирований с межрегиональными и международными связями. Верховная Рада 29 июня этого же года приняла Закон “О предупреждении о задержании лица”.

Этот Указ, который был первым после избрания Л. Д. Кучмы Президентом нашего государства, стал свидетельством неуклонного выполнения последовательности действий Президента, Правительства в борьбе с преступностью. Его появление было вызвано тем, что социально-экономическая и криминогенная ситуация в Украине не улучшалась и даже становилась все более критичной, что требовало срочных, решительных антикризисных мер, прежде всего для прекращения мафионизации украинского общества.

Своим Указом Президент поручил Правительству детально проанализировать ход выполнения Государственной программы борьбы с преступностью, разобраться в причинах роста преступности в конкретных районах, выделить необходимые средства для обеспечения деятельности правоохранительных органов. В указе были определены основные направления в деятельности правоохранительных органов: борьба с преступностью против личности, преступностью в экономической сфере, в т. ч. в кредитно-финансовой и банковской системах, во внешнеэкономической деятельности и торговле, на транспорте. Указ значительно расширил права работников милиции. С санкции прокурора разрешалось осуществлять предварительное задержание до 30 суток лиц, о которых есть достоверные данные по их участию в актах бандитизма, террора, вымогательствах и других тяжких преступлениях или в их подготовке. Работники милиции получили право изымать документы и материалы, имеющие важное значение для раскрытия преступлений на предприятиях, в организациях, учреждениях всех форм собственности.

Необходимо подчеркнуть, что предусмотренные в этих нормативных актах меры были радикальными, но своевременными и мотивированными. Несмотря на неоднозначные отзывы на указанные правовые акты, народ Украины встретил их одобрительно и с надеждой. В своей основе они были программно-целевыми документами, предусматривали более решительные, скоординированные действия правоохранительных органов в борьбе с организованными формами преступности и коррупцией, привлечение к этой борьбе специальных подразделений МВД, Службы безопасности Украины, Национальной гвардии Украины, использование технических средств Вооруженных сил Украины. В связи с этим Указом Президента Украины в городах со сложной обстановкой личный состав милиции был переведен на усиленный вариант оперативно-служебной деятельности, что позволило провести ряд специальных операций в рамках борьбы с бандитизмом, терроризмом и другими тяжкими преступлениями. Для обуздания разгула преступности, усиления охраны общественного порядка, обеспечения защиты конституционных прав, свобод, жизни, здоровья и имущественных интересов граждан было организовано совместное патрулирование работников милиции с личным составом Вооруженных сил Украины. Таким образом, делалось все необходимое для того, чтобы положения программы были реализованы.

Обобщая вышеизложенное, можно с уверенностью сделать вывод, что в первые годы независимости последовательно, шаг за шагом, совершенствовалась и наращивалась законодательная база деятельности милиции. Процесс правового регулирования охраны правопорядка продолжал достаточно активно развиваться. Как уже отмечалось, только в 1990 — начале 1995 гг. было принято около 100 нормативных актов по вопросам охраны правопорядка (речь идет об указах Президента Украины, постановлениях и законах Верховной Рады Украины, постановлениях Кабинета Министров Украины). Согласно этим законодательным актам проходил процесс обще-организационного формирования системы МВД Украины. Таким образом, можно сделать вывод, что в результате этой кропотливой работы всех органов государственной власти и управления государства в 1990 — 1995 гг. в целом была сформирована нормативная база управления и функционирования системы МВД Украины и милиции как его составляющей.

Во второй половине 90-х годов эта работа продолжилась. С целью дальнейшего развития правовых, организационных и материально-технических условий для борьбы с преступностью, укрепления законности и правопорядка 17 сентября 1996 года Указом Президента Украины была утверждена “Комплексная целевая программа борьбы с преступностью на 1996 — 2000 годы”. Особое внимание в Программе уделено вопросам защиты экономических, социальных сфер жизнедеятельности государства, искоренению тенизации экономики.

В условиях дальнейшего становления и развития независимого государства, особенно с принятием новой Конституции Украины, важной составляющей эффективного законодательного обеспечения деятельности ОВД стало постоянное взаимодействие и координация взаимосвязей МВД и органы Верховной Рады Украины. Это стало возможным благодаря провозглашенному курсу на сближение различных ветвей власти, который стал официальной государственной политикой Украины. Одной из главных задач этой работы стало разъяснение в депутатских фракциях и комитетах целесообразности принятия законов, которые сделали бы возможным оздоровление криминогенной обстановки в государстве, повышение эффективности деятельности милиции. Выполняя эту задачу, руководство министерства неоднократно инициировало встречи с лидерами фракций и председателями комитетов Верховной Рады. Были налажены связи с профильным комитетом по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности и борьбы с организованной преступностью и коррупцией. Практикой деятельности руководства МВД стало присутствие на сессионных заседаниях Верховной Рады, участие в парламентских слушаниях, днях правительства.

Кроме того, в конце 90-х гг. были выработаны и закреплены соответствующими распоряжениями министра внутренних дел такие формы взаимодействия, как деятельность рабочей группы МВД Украины по связям с народными депутатами, сопровождение законодательных актов. В состав этой рабочей группы вошли не только представители министерства, но и народные депутаты, которые работали в ОВД до избрания в парламент. Это обусловлено тем, что они лучше всего знакомы с проблемами милиции и наиболее компетентно могут донести их суть до депутатского корпуса, достичь взаимопонимания.

Новейшей формой работы стало сопровождение законодательных актов, для чего руководством МВД были созданы специальные группы. Эти группы должны были следить за прохождением документов, отстаивать при их рассмотрении принципиальные профессиональные моменты. Такая форма работы — это принципиально новый момент в деятельности милиции независимой Украины, который дал возможность быстро реагировать законодательными решениями на ситуацию, характеризует деятельность правоохранительных органов и законодательной власти демократического государства. Раньше, в условиях тоталитарного режима, этого не могло быть. Эта работа дала реальные примеры решения проблем милиции законодательным путем. Так, благодаря принятию изменений и дополнений в Уголовный кодекс, а именно — введению статей 80-3, 80-4, милиция получила орудие борьбы с нецелевым использованием бюджетных средств. Только в первой половине 1999 г. Благодаря этому было разоблачено более 300 преступлений этой квалификации, по которым сумма использованных не по целевому назначению средств составила 11,5 млн. грн., из которых более 80 процентов было возмещено.

Обобщая, можно сделать вывод, что в течение 1990 — 2000 гг. благодаря напряженному и плодотворному сотрудничеству Президента, Верховной Рады Украины, руководства МВД, местных органов власти была в основном сформирована законодательная база управления и функционирования милиции независимой Украины, что позволило начать непримиримую борьбу с криминалитетом. Деятельность, направленная на ее совершенствование продолжается и в современных условиях.