Деятельность МВД Украины, направленная на укрепление дисциплины и законности среди личного состава, создания эффективной системы подготовки и подбора кадров, развитие социально-психологической и воспитательной работы

Следующим направлением реформирования системы МВД во второй половине 90-х гг. стало укрепление кадрового потенциала милиции. В этом вопросе 1991 -1998 гг. для ОВД оказались неоднозначными. Так, в 1993 г. милиция Украины получила значительную инъекцию со стороны Вооруженных сил страны, но два последующих года показали, что такой вариант был не лучший. Это стало следствием того, что далеко не лучших увольняли из армии, и не лучше они работали в ОВД, где составляли порой большое число нарушителей закона и дисциплины. Поэтому руководство МВД вынуждено было пойти на определенную санацию кадров, освобождаясь от тех, кто, пользуясь формой, полномочиями, статусом государства, совершал нарушения и даже преступления.

В основу реформирования кадровой политики в органах внутренних дел были положены Закон Украины “О милиции”, “О внутренних войсках Министерства внутренних дел Украины”, утвержденная Президентом Украины Комплексная целевая программа борьбы с преступностью на 1996 — 2000 гг., принятые Кабинетом Министров “Положение о прохождении службы рядовым и начальственным составом органов внутренних дел Украины”, “Положение о министерстве внутренних дел Украины”, “Концепция реформирования системы МВД Украины”, которые позволили не только создать условия для реформирования системы службы в ОВД, но и заложили новые основы для подготовки будущих специалистов украинской милиции.

Была проведена соответствующая организационная перестройка кадровых органов. В январе 1996 г. во исполнение решения коллегии МВД Украины кадровые аппараты ОВД были реорганизованы в аппараты по работе с личным составом.

Осознавая важность проблемы и необходимость новых подходов к решению вопросов кадровой политики, коллегия МВД утвердила Комплексную программу кадрового обеспечения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел на период до 2000 г. и план ее реализации. Были проведены мероприятия, направленные на дальнейшее улучшение работы с персоналом ОВД в особых, экстремальных условиях. В январе 1996 г. с целью повышения служебной дисциплины и законности среди личного состава был утвержден Кодекс чести сотрудника органов внутренних дел. Но, к сожалению, полностью преодолеть негативные тенденции в этом вопросе не удалось.

Необходимо отметить, что эти негативные явления начали распространяться в украинской милиции еще во времена перестройки. Так, только за 4 месяца 1985 года за нарушение дисциплины и недостойное поведение в целом по республике к служебной ответственности были привлечены 2 563 работника милиции, 826 уволены из ОВД. В одной только Днепропетровской области в течение 1986 года было уволено 822 работника милиции, в том числе 377 по отрицательным мотивам. За совершенные преступления осуждены 35 работников милиции.

Анализируя состояние законности и дисциплины в ОВД Украины, необходимо отметить, что в течение 1992-1997 гг. работниками совершено более 10,7 тыс. преступлений и правонарушений, за которые 1933 человек осуждены, в т. ч. 535 работников милиции охраны общественного порядка, 264 — Государственной службы охраны, 231 — Уголовного розыска, 211 — Госавтоинспекции, 167 участковых инспекторов милиции, 79 следователей. Основными видами правонарушений были: сокрытие преступлений от учета, незаконные аресты, задержание и привлечение к уголовной ответственности. В практике подразделения ГАИ, охраны общественного порядка получили распространение факты предвзятого отношения к гражданам, незаконного привлечения к административной ответственности, профессиональная беспомощность, черствость, безразличие к судьбе людей, а иногда — моральная распущенность, пьянство приводили к физическому насилию, издевательства над гражданами и участие в резонансных чрезвычайных событиях.

Как свидетельствуют факты, работа на местах, направленная на выявление и очистки ОВД от работников, которые своим недостойным поведением и поступками дискредитируют милицию, проводилась неудовлетворительно. Все это крайне негативно влияло на авторитет ОВД, подрывало веру людей в способность милиции защитить их конституционные права. По нашему мнению, основными причинами совершения работниками милиции правонарушений стали недостатки в подборе, воспитании и обучении кадров, низкий уровень контроля руководителей всех уровней, особенно районного и городского звеньев, за служебной деятельностью и поведением подчиненных.

С целью предотвращения преступных проявлений среди личного состава, как мы уже отмечали, была создана служба внутренней безопасности, которая начала проводить оперативно-розыскную деятельность среди сотрудников ОВД. Благодаря принятым решительным мерам по разным причинам только в течение 1997 — 1999 гг. из милиции было уволено около 55 тыс. сотрудников. Примером бескомпромиссной борьбы с нарушителями закона в милицейских погонах стало проведение в августе — сентябре 1997 года подразделениями внутренней безопасности специальной операции по очищению милицейских подразделений от тех, кто нарушает дисциплину и законность. К ответственности было привлечено более 1,4 тыс. работников. Из ОВД были уволены 500 человек. Приведенные цифры являются свидетельством того, что решительная борьба с оборотнями в милицейских погонах дала свои положительные результаты.

Следствием этого стало то, что в течение 1995-2000 гг. более чем втрое сократилось число осужденных работников милиции за совершенные преступления, почти в 2 раза — за должностные преступления. Запланированные и принятые меры способствовали очищению милицейских рядов от профессионально неподготовленных сотрудников, лиц с низкими моральными качествами, склонных к нарушениям законности и дисциплины, невнимательных к судьбе соотечественников. Так, только в 2000 г. по отрицательным мотивам из ОВД уволено 2 537 работников.

Но кадровая политика в процессе реформирования МВД Украины была направлена не только на предотвращение нарушений законности в действиях личного состава.

Общеизвестно, что успех любого дела в значительной степени зависит от людей, которые его выполняют, от их профессиональной, физической и психологической подготовки, преданности делу и понимания своей роли и места в коллективных действиях, уровня личной дисциплинированности, ответственности за порученный участок работы и тому подобное. Формирование этих самых необходимых качеств возможно только в условиях правильной организации и осуществления отбора, подготовки, расстановки и воспитания личного состава. Именно в этом направлении было начато реформирование кадровых органов милиции Украины. Руководство МВД взяло за цель в процессе реформы создать такую систему кадровой политики, которая бы стала залогом дальнейшей слаженной и эффективной деятельности ОВД в борьбе с преступностью и охране правопорядка.

Необходимо подчеркнуть, что стратегическим направлением здесь стал курс на формирование новой психологии работников ОВД, как исполнителей, так и руководящего состава. Дальнейшее реформирование милиции требовало осуществления подготовки и воспитания нового поколения правоохранителей, основу мировоззрения которых, в отличие от советских времен, составлять общечеловеческие ценности, принципы гуманизма и демократизма, осознание свободы и прав человека как важнейшего достижения общества.

В этих условиях авторитет милиции — тот краеугольный камень, который стал в центре внимания работы с личным составом. Но несмотря на определенные положительные сдвиги в сфере правоохранительной деятельности, органы милиции на конец 90-х гг. не достигли полного доверия и поддержки населения.

Такое положение дел вызвало необходимость дальнейшего совершенствования работы по комплектованию милиции соответствующими кадрами и обеспечения прохождения службы личным составом. Эта работа с конца 90-х гг. начала строиться на основе “Комплексной программы совершенствования работы с кадрами, повышения авторитета милиции на 1999-2005 годы”, Программы развития партнерских отношений между милицией и населением, других концептуальных документов. Были изменены подходы к комплектованию органов милиции. Они направлялись прежде всего на достижение главной цели: пополнение милиции людьми, которые не только по зову души желают посвятить жизнь делу борьбы с преступностью, а за своими физическими деловыми, а главное — моральными качествами отвечали бы требованиям сегодняшнего дня.

С этой целью в 2000 г. введен новый порядок отбора на службу. Он заключается в более глубоком и тщательном изучении кандидатов, в том числе с применением новейших методов психологического тестирования и дальнейшим обучением в училищах профессиональной подготовки на основе новой модульной программы. Только после прохождения этих этапов кандидаты получают право занять соответствующие должности.

Особое внимание уделялось укреплению руководящего звена кадров как одного из решающих направлений усиления борьбы с преступностью. С целью обновления и укрепления этой кадровой звена милиции Украины, омоложение руководителей и замены тех, которые не смогли обеспечить порученные направления работы, только в течение 2000 года было заменено 592 руководители в Главных управлениях и Управлениях Министерства в регионах, которые занимали номенклатурные посты МВД Украины. В регионах государства произошли еще более масштабные изменения. По согласованию с Администрацией Президента Украины и областными администрациями была осуществлена замена начальников ГУ — УМВД Украины в 14 региональных управлениях, а именно в Крыму, м. Киеве и Киевской области, УМВД Украины в Днепропетровской, Донецкой, Житомирской, Закарпатской, Ивано-Франковской, Ровенской, Тернопольской областях, на Одесской, Южной, Юго-Западной и Приднепровской железных дорогах. Проведена замена 85 заместителей начальников ГУ-УМВД, в том числе 9 первых заместителей начальников криминальной милиции, 17 первых заместителей начальников управлений по борьбе с организованной преступностью, 14 заместителей начальников милиции общественной безопасности, 14 заместителей начальников управлений по работе с личным составом и 15 заместителей начальников следственных управлений. Для укрепления руководства территориальными органами милиции, которые несут основное бремя борьбы с преступностью, была проведена замена 7 начальников городских управлений и 380 начальников горрайлинорганов. На выполнение поручения Президента Украины был передвинут по горизонтали 73 руководители горрайлинорганов, которые проработали на руководящих должностях 4-5 и более лет.

В течение 90-х гг. в украинской милиции соответствующие изменения претерпела и система воспитательной работы с личным составом. Этот вопрос всегда был актуальным для деятельности ОВД. Прибегнув к краткому экскурсу в новейшую историю украинской милиции, мы увидим, что после реорганизации политорганов, которые в советское время непосредственно занимались вопросом воспитания, в связи с резким изменением общественно-политической ситуации в стране некоторое время продолжались поиск методов организации работы воспитательных аппаратов, их реорганизация, что, бесспорно, не могло не повлиять негативно на воспитательную работу в целом.

Одним из первых документов, который положил конец этому вакуума неопределенности, стал приказ МВД Украины от 12 сентября 1992 года “О повышении уровня общей и профессиональной культуры, служебной этики сотрудников органов внутренних дел и роли руководителей в организации воспитательной работы”. В приказе были очерчены некоторые формы воспитательной работы с личным составом, особенно отмечено на проведении индивидуальной воспитательной работы. В подразделениях органов внутренних дел вводились такие формы эстетического воспитания, как школы и университеты культуры, читательские конференции, праздники самодеятельного искусства. Особое внимание сосредотачивалось на изучении истории и культуры народа Украины, в программы служебной подготовки личного состава был введен цикл лекций по этим вопросам.

С целью укрепление уважения и доверия к милиции среди населения были введены систематические отчеты, выступления, беседы работников милиции в трудовых коллективах и перед населением, использовались другие формы информирования граждан о результатах борьбы с преступностью. Было выдвинуто требование настойчиво разъяснять действия милиции по резонансных происшествий или преступлений обязательно просить извинения в случаях, когда в отношении граждан были допущены противозаконные действия. Приказом ответственность за состояние воспитательной работы была возложена на руководителей ОВД, их заместителей, начальников служб всех уровней.

Но в связи с реформированием ОВД Украины в середине 90-х гг. этот документ уже не мог в полной мере служить программой организации воспитательной работы с личным составом. Поэтому в 1996 г. на научно-практической конференции в Харькове впервые после длительного перерыва был серьезно поставлен вопрос о необходимости проведения воспитательной работы в ОВД. А в 1999 г. на международной научно-практической конференции, которая проводилась в Харькове, рассмотрение этой темы было продолжено, и она получила научное обоснование. Ее практическим воплощением стала уже указанная выше комплексная программа совершенствования работы с кадрами и повышения авторитета милиции на 1999 — 2005 гг.

Появление этой программы было обусловлено тем, что время требовало дальнейших решительных шагов на пути реформирования милиции Украины. Детально изучив ситуацию, в конце 1997 — начале 1998 г., руководство МВД пришло к выводу, что правоохранительная система Украины существенно проигрывает через имеющиеся атавизмы остатков административно-командной системы. Подтверждением этого было то, что только в 1998 г., например, административные службы милиции наказали 18 (!) миллионов граждан за нарушение правил дорожного движения, норм поведения, паспортных правил и все такое.

Проанализировав последствия такой ситуации, руководство МВД сформулировало выводы, которые и были положены в основу «комплексной программы совершенствования работы с кадрами и повышения авторитета милиции на 1999 — 2005 годы», которая была утверждена коллегией МВД в начале 1999 г.

Этот документ можно назвать революционным. Его суть заключается в том, что если раньше каждый работник милиции должен был набор обязательных показателей (сколько надо выявить, как реализовывать действующее законодательство), то отныне был сформулирован синтетический показатель — состояние правопорядка на участке. Смысл его заключался в том, что если нет преступлений, обстановка спокойная, значит люди работают нормально, и не нужны тысячи протоколов о наказании. Этот подход был положен в основу новой отчетности. Отныне от работников милиции требовался не поиск нарушений, а реальная помощь населению. Например, сколько встреч и с какими последствиями проведено, какая практическая помощь оказана гражданам и тому подобное. Главная цель этих нововведений — персонифицировать связи милиции с населением, что должно было дать толчок дальнейшему совершенствованию правоохранительной деятельности в целом. Конечно, это касалось деятельности административного блока органов внутренних дел. Задачи оперативных служб оставались неизменными — раскрывать преступления.

Были приняты и соответствующие организационные меры. В структуре кадровых аппаратов подразделений социальной работы и психологического обеспечения реорганизованы в подразделения воспитательной, социальной работы и психологического обеспечения и за счет перераспределения введен 395 должностей работников воспитательной службы, непосредственных организаторов воспитательной работы, которые должны были знать милицейские проблемы, владеть основами педагогики и психологии, уважать людей и свое дело.

Следующим шагом в реформировании системы МВД Украины стало создание эффективной системы подготовки и подбора кадров, что позволяло подбирать высокопрофессиональных и перспективных работников для комплектования руководящих должностей. Кадровая политика стала еще одним определяющим фактором на пути создания прочной правоохранительной системы.

Необходимо указать на то, что с первых шагов создания милиции независимой Украины коллегия МВД активно работала над укреплением высокопрофессионального

ядра органов, служб и подразделений внутренних дел, способного эффективно, на высоком уровне решать задачи правоохранительного направления. Перефразируя сакраментальное “кадры решают все”, можно сказать, что руководство МВД с первых дней существования милиции независимой Украины пыталось воплотить в жизнь формулу “профессионалы определяют все”.

С распадом Советского Союза Украина потеряла учебную базу, но уже в 1992 году были образованы 13 высших учебных заведений системы МВД, которые начали ежегодно выпускать около 6 тыс. специалистов. Во исполнение постановления Кабинета Министров Украины от 27 января 1992 года приказом МВД Украины от 15 февраля 1992 года в г. Киеве на базе Киевской высшей школы МВД СССР им. Ф. Э. Дзержинского и Киевского филиала Всесоюзного института повышения квалификации руководящих работников МВД СССР была создана Украинская академия внутренних дел.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 18 мая 1994 года впервые на просторах независимой Украины был утвержден новый Перечень направлений подготовки специалистов с высшим образованием по профессиональным направлениям, специальностям различных квалификационных уровней и рабочих профессий, до которого, по представлению Министерства внутренних дел, в области знаний “Право” специальностей квалификационных уровней “специалист” и “младший специалист” была введена новая специальность “Правоохранительная деятельность”, а постановлением Кабинета Министров Украины от 24 июня 1997 года она была распространена на подготовку бакалавров и магистров, что позволило начать полноценную подготовку высокопрофессиональных специалистов-юристов для милиции независимой Украины.

В 2000 г. система подготовки кадров для ОВД насчитывала 14 ведомственных учебных заведений, 9 институтов и 2 училища, где по государственному заказу обучалось свыше 26,7 тыс. курсантов и слушателей. В этом же году ими было выпущено 9 тыс. специалистов. Осуществляется подготовка специалистов почти для всех отраслевых служб ОВД. Ведомственные учебные заведения имеют большой научно-педагогический потенциал, который на протяжении всех лет существования милиции независимой Украины неустанно рос. Если в 1992 г. он составлял 12 докторов и 205 кандидатов наук, то в 2000 г. -130 докторов и 740 кандидатов наук. При учебных заведениях МВД Украины действует 11 специализированных советов по защите диссертаций по 27 специальностям. В системе подготовки кадров для ОВД Украины заложены основы ступенчатого образования. Довузовская подготовка осуществляется в юридических лицеях, последипломная — в магистратурах и институтах переподготовки и повышения квалификации. В течение 1996-2000 гг. магистерскую подготовку завершили 373 человека.

Созданная за годы независимости система подготовки квалифицированных кадров для правоохранительных органов — это будущее украинской милиции. Это дало определенные результаты. Так, удельный вес работников с высшим образованием среди руководящего состава с 1997 по 2000 гг. увеличилась почти на 5%, а юристов — на 7 %. В подразделениях ГСБЭП удельный вес юристов среди начальствующего состава увеличился на 13,6%, уголовного розыска — 9,0%, БОЗ — 8,3%, следствия — 8%. Кстати, сразу после распада СССР выяснилось, что подавляющее большинство руководителей горрайорганов не являются специалистами, а потому о законности имеют весьма приблизительное представление. Этому способствовали неоднократное пополнение кадров органов правопорядка за счет то армейцев, то партийных функционеров.

Необходимо сказать и о том, что с 1994г. 1998 г. руководящий состав украинской милиции омолодился на 17 лет. Это является свидетельством того, что был взят курс на генерацию молодых руководителей, которые могут и будут работать по-новому в современных непростых условиях.

В то же время в центре внимания, особенно в конце 90-х гг., стали вопросы обеспечения преемственности в работе кадров. Решая эту проблему, руководство МВД достигло определенных успехов: удельный вес сотрудников в возрасте до ЗО лет в начале 2001 г. составлял 46%. У каждого третьего работника ОВД стаж службы превышал 10 лет. Кроме того, руководство МВД в конце 90-х — в начале 2000 гг. определило четкую линию на максимальное использование опыта высококлассных профессионалов. Количество работников ОВД старше 45 лет на начало 2001 г. составило 6 478 человек, или 3,2% от общей численности аттестованного состава. Опытные, заслуженные работники вместе с ветеранами ОВД передавали свой богатый опыт и лучшие милицейские традиции молодым правоохранителям, обеспечивая формирование их личности в соответствии с требованиями настоящего.

Одной из действенных форм работы с кадрами стало наставничество. В январе 1996 г. приказом МВД Украины было утверждено Положение о наставничестве, которое стало частью профессиональной и психологической подготовки лиц рядового и начальствующего состава. Цель — обеспечение оптимальной адаптации молодого работника как специалиста к условиям службы, целенаправленное формирование и развитие профессионально значимых личных качеств, необходимых для выполнения задач, стоящих перед ОВД.

В воспитательной работе с кадрами шире начал использоваться опыт, приобретенный ветеранами МВД Украины. Не наблюдать за проблемами, которые встали перед милицией, а самим участвовать в их решении — такая идея была заложена в основу решения о создании в 1995 г. Республиканской ветеранской организации. Ветераны хотели услужить Родине своим опытом. В декабре 1995 года было утверждено Положение о консультативно-методическую комиссию ветеранов ОВД при МВД Украины, основными задачами которой стало оказание консультативной и методической помощи руководителям отраслевых служб министерства в совершенствовании организационной и управленческой работы, внедрении в практическую деятельность ОВД опыта ветеранов в работе с кадрами, а также в профилактике правонарушений, раскрытии преступлений, охране общественного порядка [ЗОИ].

Если обобщить итоги деятельности милиции Украины за годы независимости, то, по данным того же Центра общественных связей МВД Украины, на начало 1999 г. деятельность милиции в борьбе с преступностью оценивалось как “хорошо” 9-10% граждан, как “удовлетворительно” — 38-40%, “неудовлетворительно” — 37-40%. Как определило руководство самого МВД, это является тревожным симптомом определенной болезни, которую следует срочно лечить. С этой целью при каждом органе и подразделении внутренних дел с 1997 г. были созданы общественные комиссии для рассмотрения заявлений и жалоб на незаконные действия работников милиции. По результатам работы этих комиссий только в 1997 г. по отрицательным мотивам из ОВД было уволено более 5 тыс. работников, в 1999 г. эта цифра составляла более 1200 человек. Путем принятия комплекса мер, которые корелировались с законодательными, а также дисциплинарными взысканиями и решениями коллегии МВД, в течение 1996 — 2000 гг. было заменено 21 руководителя областного уровня, почти 500 начальников горрайлинорганов, 112 заместителей областных управлений.

Процесс реформирования МВД Украины вызвал потребность развернуть систему психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности ОВД. Важность этой работы неоднократно, начиная еще с середины 70-х годов, отмечалось на разных уровнях, и это практически никем не отрицалось. Но в советское время место психологов занимали так называемые замполиты, которые кропотливую воспитательную работу подменивали идеологическими мерами. Недостатки профессионально-психологического отбора кадров, отсутствие психологического обеспечения прохождения службы, проведения основном на теоретическом уровне профессионально-психологической подготовки личного состава, сведение психологической поддержки в проведении оперативно-розыскных мероприятий до уровня лишь консультаций и экспертиз привели к тому, что милиция независимой Украины довольно долгое время сохраняла все атавизмы милиции советских времен. Это и неединичные случаи нарушений действующего законодательства, служебной дисциплины и совершение преступлений, злоупотребление служебным положением, и пьянство, и грубое, пренебрежительное отношение к гражданам. Создание соответствующей службы, без преувеличения, стало велением времени.

В июле 1996 года с целью улучшения психологического обеспечения служебной деятельности сотрудников ОВД в подразделениях по работе с личным составом главных управлений, управлений МВД Украины в Крыму, областях, городах Киеве, Севастополе, на транспорте и в міськрайлінорганах и подразделениях внутренних дел были созданы группы (отделения) психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности. Служба психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности ОВД Украины стала составной подразделений по работе с личным составом системы МВД Украины. Ее основными задачами стали профессиональный психологический отбор на службу в ОВД Украины, психологическое сопровождение прохождения службы работниками, психологическая подготовка сотрудников милиции в оперативно-служебной деятельности, психологическое сопровождение оперативно-служебной деятельности.

Вопрос психологической подготовки личного состава очень своевременно был затронут коллегией МВД, в частности ее решением от 5 февраля 1997 года “Об утверждении Концепции психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности органов и подразделений внутренних дел Украины”. В соответствии с требованиями концепции во всех органах и подразделениях милиции были введены должности психологов. Понятно, что деятельность по развертыванию системы психологического обеспечения сразу же столкнулась с проблемами организационного, кадрового, материально-технического и научно-методического характера. Но при поддержке МВД и при активной работе вузов системы этот процесс постепенно развивался, и в третье тысячелетие ОВД Украины вошли с достаточно эффективной психологической службой.

Очевидно, что реализация положений указанной Комплексной программы могло иметь положительные последствия только в том случае, если эти положения будут подкреплены системой законодательных актов, соответствующим материально-техническим обеспечением, социальными гарантиями и, конечно, влиянием на правосознание людей, которые призваны защищать интересы государства, интересы сограждан. Поэтому для реализации концептуальных положений программы МВД был подготовлен ряд важнейших документов, таких, как проекты Закона “Об органах внутренних дел Украины”, Дисциплинарный устав органов внутренних дел, Положение о прохождении службы личным составом органов внутренних дел Украины, а также ряд предложений относительно изменений и дополнений к действующим законам в отношении принципов создания и организации деятельности милиции. Кроме того, руководство МВД инициировало внесение корректив и в ряд действующих ведомственных нормативных актов, положений и наставлений.

Работая в рамках Комплексной программы, милиция современной Украины уделяла особое внимание подрастающему поколению. Основными формами работы здесь стали регулярные выезды сотрудников аппаратов по работе с личным составом в учебные заведения, распространяется шефская помощь специализированным юридическим классам общеобразовательных школ, активизируется профориентационная работа среди военнослужащих срочной службы, гражданской молодежи.

Для того чтобы юные сограждане могли познакомиться с работой милиции изнутри, в каких-то действенных формах, предусматривалось: создание центров ориентации при воинских частях внутренних войск допризывной и призывной молодежи, проведения там военных учений, организация кружков профессионального ориентирования и физкультурно-спортивного воспитания под девизом “Закон и молодежь”, привлечение к их деятельности лучших работников ОВД, а также молодежных ассоциаций содействия органам милиции типа “скаутских организаций” под патронатом руководителей органов внутренних дел. Все эти решения, возможно впервые за последние годы, должны были помочь направить подростков на благотворительные дела — подальше от улиц с темными фонарями и прелестями криминального мира.

Состояние воспитательной работы с личным составом характеризуют следующие изменения. С сохранением тех форм влияния, которые показали свою жизнеспособность при новых условиях, в нее были внесены и новые предложения. Это, например, касается введения пошлин старшего и среднего начальствующего составов (офицерских) и сборов рядового и младшего начальствующего состава, проведение лекториев по этике, культуре поведения, истории милиции, города, края, с привлечением деятелей культуры. Была начата подготовка и издание серии научных трудов по практической психологии в ОВД. Начала широко изучаться общественное мнение о деятельности милиции, была введена система мер по взаимодействию с общественностью, информирования о повседневной деятельности правоохранителей через средства массовой информации, встреч в трудовых коллективах. При этом самое главное внимание уделялось проблемам соблюдения личным составом дисциплины, законности, требований устава. Критерием того, соответствует ли работник милиции независимой Украины своему высокому предназначению, стали его совести, степень доверия граждан к своему участковому, постового, оперативника.

Заметим, что почти все годы независимости министерство имело значительные трудности в финансовом и материально-техническом обеспечении подразделений ОВД и внутренних войск. Все годы, в том числе и сегодня, не соответствовала нормам обеспеченность оружием, боеприпасами, средствами индивидуальной защиты и связи, криминалистической техникой, вещевым имуществом и тому подобное. Начиная со второй половины 90-х гг. государственное финансирование системы МВД постоянно сокращалось. Если в 1993 году бюджетное финансирование нормативной потребности МВД удовлетворяло 58 % от необходимого, то в 2000 году — на 25,2 %.

Такая ситуация диктовала необходимость внедрения режима жестокой экономии и рационального использования материальных ресурсов, усиления контроля за расходованием средств в соответствии с установленными приоритетами деятельности. А это в свою очередь привело к хронической нехватке средств на выплату денежного содержания, социальных выплат, на коммунальные расходы и тому подобное. В связи с этим, впервые в истории украинской милиции, в октябре 1997 года было приостановлено комплектование должностей, которые содержались из бюджета.

И все это — несмотря на то, что руководство МВД прилагало огромные усилия для сохранения положительной динамики материального обеспечения органов внутренних дел. Для этого вводились такие новые формы работы, как организация централизованных закупок военных материально-технических ресурсов с привлечением всех видов финансовых поступлений, что позволило почти на 15 % снизить закупочные цены, восстановить оперативные резервы вооружения, техники, продовольственных товаров на базах материально-технического обеспечения МВД.

Личная безопасность работников милиции все годы становления независимой Украины была наивысшим приоритетом в работе министерства. Очень дорого ОВД обошлись те 18% обеспеченности средствами индивидуальной защиты, которые имели ОВД, например, в 1995 году. В результате, с 1991 г. 1999 г. во время выполнения служебных обязанностей погибло 648 и ранено 4 160 работников (в том числе при исполнении обязанностей по охране общественного порядка и борьбе с преступностью погибли 210 и получили ранения 2 770 сотрудников). Анализ данных милицейской статистики свидетельствует, что непосредственно на службе по охране правопорядка ежегодно погибает 25-30 работников милиции, 250-300-получают ранения.

Необходимо отметить, что в советское время эта цифра была меньше. Так, в течение 1974-1978 гг. в республике пострадало от рук преступников более 100 работников милиции, из которых 22 погибли.

Работники милиции свято чтут память о тех своих товарищах, которые погибли, выполняя свой профессиональный долг. В августе 1996 года с целью увековечения памяти сотрудников ОВД Украины, которые погибли во время выполнения служебных обязанностей по охране общественного порядка и борьбе с преступностью, была основана “Книга памяти погибших работников органов внутренних дел Украины”, которая хронологически охватывает период с 1940 г. до 1990 г. и в которую ежегодно приказом МВД Украины заносятся краткие биографические данные и описание обстоятельств гибели правоохранителей.

За проявленное мужество и героизм в борьбе с преступниками и нарушителями общественного порядка, во время ликвидации последствий стихийного бедствия и тушения пожаров в “Книгу памяти” за период 1946-1996 гг. внесено более 650 погибших работников ОВД Украины. Учитывая многочисленные предложения работников ОВД, родных и близких работников, которые погибли, выполняя служебные обязанности, в 1997 г. был установлен День памяти работников ОВД, погибших на боевом посту, — 22 августа. В этот день ежегодно проводится церемония занесения в «Книгу памяти» фамилий погибших за текущий год работников ОВД МВД Украины.

15 декабря 1995 года на Октябрьской площади г. Днепропетровска в торжественной обстановке был открыт первый в государстве памятник работникам ОВД области, которые погибли, выполняя служебные обязанности. Святая инициатива Днепропетровской милиции была поддержана, и сегодня такие мемориальные комплексы возвышаются почти в каждом областном центре независимой Украины, став местом проведения праздничных ритуалов для личного состава ОВД, одними из самых посещаемых мест.

Крайне неудовлетворительным, несмотря на то что правительство и Президент постоянно держали этот вопрос в поле зрения, все годы становления милиции независимой Украины оставался уровень социальной защиты и материального обеспечения сотрудников ОВД. По мнению руководства МВД, так и практических сотрудников органов внутренних дел, позарез нужно изменить Закон Украины “О милиции”, чтобы обеспечить работникам милиции, гарантии их защиты, чтобы они, в свою очередь, могли защищать общество.

Подытоживая, можно утверждать, что, несмотря на все трудности, большинство личного состава украинской милиции своим самоотверженным трудом пытается соответствовать высокому званию стража порядка великой державы, имя которой — Украина. На это и направлена долгосрочная программа действий по воспитанию личного состава ОВД уже в XXI веке.