Деятельность милиции Украины относительно противодействия организованной преступности, коррупции в государственно-властных структурах и ОВД в период становления новой украинской государственности

Все те процессы, характеристика которых дана в предыдущем разделе, с самого начала нашли адекватный отклик в работе милиции Украины. Не будет преувеличением сказать, что в период становления новой украинской государственности органы милиции Украины проявили себя достаточно организованными и способными в сложных, неординарных условиях предусмотреть и осуществить комплекс решительных мер для стабилизации криминальной обстановки в стране, выполнять ответственные задачи по укреплению общественного порядка и законности.

Для эффективной борьбы с организованной преступностью, как уже отмечалось в предыдущей главе, была создана специальная служба милиции. Началом деятельности соответствующей службы борьбы с организованной преступностью стало 6 мая 1991 года, еще во времена существования УССР.

В этот день во исполнение Указа Президента СССР от 4 февраля 1991 года “О мерах по усилению борьбы с наиболее опасными преступлениями и их организованными формами” распоряжением Кабинета Министров СССР было создано Межрегиональное управление борьбы с организованной преступностью МВД СССР — МВД СССР с подчинением его Шестом главному управлению МВД СССР и министру внутренних дел Украинской ССР. Штатная численность его составляла одну тысячу работников, его подразделения были организованы в 110 городах республики. Только в течение 1991 года работники вновь созданного подразделения обезвредили 255 организованных преступных группировок, соучастники которых уличены в совершении 1,6 тыс. преступлений. У них изъято денег на сумму более 6 млн. рублей, 115 единиц огнестрельного оружия.

После 1991

После провозглашения независимости в 1991 г. в системе МВД было создано межрегиональное управление по борьбе с организованной преступностью. Уже в первые месяцы своего существования, в ноябре 1991 г., благодаря умелой организации работы, проведению комплекса оперативно-розыскных мероприятий, в результате принятия смелых и решительных действий работниками Межрегионального управления по борьбе с организованной преступностью МВД Украины, отдела борьбы с “03” УВД г. Киев и Коммунарского городского отдела внутренних дел Луганской области была обезврежена преступная группа из 6 человек, деятельность которой имела межобластной характер. Ими совершались грабежи, разбои, квартирные кражи в Киеве, Луганске, Белой Церкви Киевской области, Харькове, Черкассах, и Коммунарске Луганской области. У преступников изъято холодное оружие, изделия из золота, видеоаппаратура, деньги и ценности, добытые преступным путем.

В независимой Украине реорганизованное Главное управление борьбы с организованной преступностью МВД Украины стало тем органом, который призван противодействовать организованной преступности. Приоритетными направлениями деятельности созданной службы стали: раскрытие преступлений в кредитно-финансовой и банковской системах, борьба с незаконным оборотом валютных ресурсов, с коррупцией и взяточничеством, выявление преступлений в сфере приватизации, ликвидация бандитских и рэкетирских формирований, борьба с международной и межрегиональной преступностью.

С 1993

С июня 1993 года принимается Закон Украины “О организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью”, а 5 октября 1995 года “О борьбе с коррупцией”, которые определили главные направления общегосударственной политики и организационно-правовые основы борьбы с организованной преступностью и стали законодательной базой для создания спецподразделений службы. С принятием этих законов было сформировано правовое поле их деятельности. Служба борьбы с организованной преступностью начала действовать как целостное структурное подразделение системе ОВД.

За первые 10 лет своего существования служба БОЗ претерпела определенную трансформацию, которая была обусловлена теми обстоятельствами, которые складывались в стране по линии борьбы с организованной преступностью. Одним из знаменательных этапов в ее деятельности стал 1993 г., когда были пересмотрены приоритеты деятельности службы БОП и усилен акцент на борьбе с бандитизмом и организованными преступными группировками в экономической сфере. Для этого в дальнейшем были сформированы новые структурные подразделения: по борьбе с организованной преступностью в финансово-кредитной и банковской системах, в сфере внешнеэкономической деятельности, борьбы с международной преступностью.

После 1994

Работа, направленная на совершенствование деятельности службы, продолжалась. Во исполнение Закона Украины от 24 февраля 1994 года “О внесении изменений и дополнений в Закон Украины “Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью” были внесены изменения в структуру и Штаты ГУБОП. За счет имеющейся численности этой службы милиции создаются самостоятельные аналогичные подразделения в аппаратах МВД Республики Крым, ГУВД м. Киева и Киевской области, УВД областей и г. Севастополя, УВДТ (ВВСТ), а также следственные подразделения по расследованию преступлений, совершенных ОПГ, в составе следственных управлений (отделов), отделы (отделения) кадров и оперативного прикрытия подразделений по борьбе с организованной преступностью в составе кадровых аппаратов указанных территориальных ОВД.

Необходимо подчеркнуть, что несмотря на все трудности становления новой службы милиции, в 1990 — 1994 гг. обобщенная оценка результатов ее работы показала наличие элементов позитива в борьбе с преступностью. Подразделениями ГУБОП в 1992 г. наряду с решением проблем становления службы, умелыми действиями сотрудников службы разоблачен ряд опасных преступных групп, которые занимались аферами в кредитно-финансовой и банковской сферах Украины, похитили и переправили за границу цветные и другие редкоземельные металлы, радиоактивные вещества. В 1992 г., в первый год существования, службой выявлено и раскрыто свыше 4,5 тыс. преступлений, в т. ч. 56 убийств, 324 разбои и ограбления, 517 вымогательств, 367 преступных действий с наркотиками, 117 краж оружия, 325 краж в особо крупных размерах, более 300 фактов взяточничества. У преступников изъято 656 единиц различного огнестрельного оружия, 863 кг наркотических веществ, 27 тыс. гранат, 283 автомашины, денег и ценностей на общую сумму 4 млрд. 31 млн. руб. и 174 тыс. долларов села.

Одна из наиболее успешных операций 1992 г. была проведена сотрудниками Управления по борьбе с организованной преступностью Днепропетровской области, которые, взаимодействуя с другими подразделениями милиции Днепропетровщины, в результате успешно проведенных оперативно-розыскных мероприятий разоблачили и обезвредили 14 ОПГ численностью 67 человек, которые в течение 1990-1992 гг. совершили более 100 преступлений.

Осуществлялся поиск новых форм борьбы с организованным криминалитетом. В это время одной из таких форм работы милиции Харьковщины, которая значительно усилила эффективность борьбы с преступностью, стало создание специальных оперативно-розыскных заслонов милиции с целью своевременного обнаружения и задержания преступников, розыска похищенного имущества и автотранспорта, в городах концентрации и наиболее вероятного появления преступников. С целью обеспечения раскрытия и успешного расследования умышленных убийств создавались постоянно действующие специализированные следственно-оперативные группы. В УМВД Украины в Днепропетровской области одной из форм работы стало создание рабочих групп, которые координировали действия органов внутренних дел области в борьбе с бандитизмом и другими вооруженными группами и рэкетирскими формированиями.

О том, что милиция Украины достаточно эффективно противостояла преступному миру, свидетельствует и то, что за первые 4 года существования службы по борьбе с организованной преступностью ее оперативными подразделениями было ликвидировано 7,5 тыс. преступных групп, в том числе 3,1 тыс. с признаками организованности, раскрыто 25,5 тыс. преступлений, изъято 4 159 единиц огнестрельного оружия, денег, ценностей, имущества на общую сумму 4 трлн. 345 млрд. руб., иностранной валюты на общую сумму 3 млн. 350 тыс. долларов села, 1200 автомобилей, с использованием которых члены преступных формирований совершали преступления. В Днепропетровской области в течение только 1995 года у преступников из незаконного оборота изъято 780 единиц огнестрельного оружия.

Об самоотверженности сотрудников

История украинской милиции знает немало примеров самоотверженной борьбы с организованным криминалитетом. Так, 13 февраля 1993 года в г. Украинке Обуховского района Киевской области в ходе реализации оперативно-розыскного дела сотрудниками отдела по борьбе с организованной преступностью и управления уголовного розыска при участии спецподразделения УВД “Беркут” и Обуховского РОВД была обезврежена организованная преступная группа в количестве 7 человек, которая в течение длительного времени занималась рэкетом, кражами автомобилей. Во время задержания преступники оказали вооруженное сопротивление работникам милиции с применением ножей и огнестрельного оружия, но работниками Службы уголовного розыска лейтенантом милиции Онищенко К. Д., младшими лейтенантами милиции Дихтяренко А. В.,

Пашинским Д. В., красным А. А., Несмотря на полученные ранения, действия преступников были решительно и смело пресечены. У преступников изъят автомат АК-74 и ЗО патронов к нему, пистолет Макарова с 10 патронами, револьвер-наган, 2 боевые гранаты Ф-1, 3 охотничьих ножа, 2 автомобиля марки “Вольво”.

Решительные действия спецподразделений милиции позволили не допустить неконтролируемого осложнения криминогенной ситуации, однако объективно и критически оценивая сделанное, следует отметить: органам внутренних дел Украины не удалось повсеместно и кардинально изменить ситуацию к лучшему. В это время все большее распространение получает рецидивная и организованная преступность. В 1994 г. ОПГ совершено каждое четвертое преступление, а в Житомирской, Закарпатской, Киевской, Кировоградской, Ровенской, Сумской, Херсонской областях — каждый третий, в Винницкой области и г. Севастополе — каждый второй. В 1994-1998 гг. в стране было зарегистрировано почти 2,5 млн. преступлений, каждый второй из которых — тяжкий. Хотя уровень раскрытия тяжких преступлений оставался неудовлетворительным. Так, в 1994 г. в Луганской области он составлял 33%, в Херсонской — 39,6%, в Днепропетровской -41,9%, в Черкасской — 45,4%, в Ивано-Франковской — 48%, в г. Киеве — 35%.

В то же время работники милиции в борьбе с преступностью демонстрировали примеры высокого профессионализма. Так, 18 января 1992 года в дежурную часть Константиновского ГОВД Донецкой области поступило сообщение, что в одном из помещений города после выстрела в дверь из огнестрельного оружия был убит местный житель. Проявив чрезвычайную добросовестность и высокое профессиональное мастерство, следственно-оперативная группа под руководством начальника Управления уголовного розыска УВД области Айвазова У. К. в течение 2-х суток задержала и уличила в совершении преступления трех ранее судимых преступников [204].

Переломным в борьбе с организованной преступностью стал 1994 г., с того момента, когда увидел свет Указ Президента от 21 июля 1994 года “О неотложных мерах по усилению борьбы с преступностью”. Необходимо подчеркнуть, что это было первое признание на самом высоком уровне существования организованной преступности и коррупции в нашем государстве, и надо было иметь большое мужество, чтобы очертить перед народом реальное положение дел в этой сфере.

О том, что работникам милиции Украины в это время приходилось вести борьбу с обнаглевшим преступным миром, буквально не на жизнь, а на смерть, свидетельствуют примеры их самоотверженности и самопожертвования. 15 сентября 1994 года возле поселка Антоновки Днепропетровского района г. Херсона старший сержант милиции Козаченко А. А., милиционер-водитель одного из подразделений УМВД Украины в Херсонской области, во время выполнения служебных обязанностей, проезжая автомобильным мостом через р. Днепр заметил, как двое неизвестных совершали хулиганские действия над молодой женщиной. После того как работник милиции потребовал от них прекратить противоправные действия, преступники, которые находились в состоянии алкогольного опьянения, действуя коварно, неожиданно напали на работника милиции и нанесли ему 10 ножевых ран, от которых Козаченко А. А. погиб, ценой собственной жизни спасая женщину. За личное мужество, смелые и решительные действия, проявленные во время выполнения служебного долга, преданность делу милиционеру Козаченко А. А. присвоено специальное звание «прапорщик милиции» и зачислено навечно в список личного состава милиции Украины [205].

Необходимо отметить, что в борьбе с организованной преступностью и коррупцией спецподразделения милиции тесно взаимодействовали с соответствующими подразделениями Службы безопасности Украины. С этой целью во исполнение распоряжения Президента Украины вич 10 февраля 1995 года “О мерах по активизации борьбы с коррупцией и организованной преступностью” для координации усилий органов внутренних дел и подразделений СБУ в борьбе с этими опасными проявлениями преступности, решении вопросов внутренней безопасности в штаты Укрбюро Интерпола, Губоп МВД Украины, главных управлений, управлений МВД Украины в областях и г. В Киеве, управлений БОЗ ГУМВД-УМВД введены должности помощников начальников подразделений и советника начальника ГУМВД Украины в Крыму, на которых возложены функции координации деятельности ОВД и отделов СБУ в борьбе с коррупцией и организованной преступностью [206].

Анализируя в этой плоскости эффективность координационной политики, необходимо отметить, что она дала определенные положительные сдвиги по поддержанию законности и правопорядка. Проследив деятельность Координационного комитета за период 1995 — 1998 гг., можно констатировать, что в эти годы несколько улучшилось взаимодействие между всеми органами государственной исполнительной власти и правоохранительными структурами, поэтапно проведены целевые комплексные операции в отдельных направлениях борьбы с преступностью.

Оценка состояния дел

В то же время в декабре 1995 г. коллегия МВД Украины дала критическую оценку состояния борьбы с организованной преступностью, отметив, что она остается малоэффективной. Растет количество квалифицированных убийств, в т. ч. “на заказ”, с использованием автоматического оружия, взрывных устройств. Слабо выявляются преступные связи ОПГ в органах власти и управления, коммерческих структурах, не прослеживаются возможности отмывания преступно добытых средств. Мало уделяется внимания обезвреживанию преступных группировок в топливно-энергетическом комплексе, перерабатывающей промышленности, производстве металлов, небанковских финансовых институтах. Милицией не обеспечивается надежная защита субъектов предпринимательства от рэкетирских посягательств. Худшие показатели этой работы на то время — в м. Киеве, Сумской, Кировоградской, Черниговской, Ивано-Франковской, Львовской, Донецкой, Черновицкой областях, м. Севастополе [207]. В этот период все ощутимее стали проявляться ведущие тенденции преступного сообщества — укрупнение структур, повышение криминальной активности и квалифицированности, рост технической оснащенности и вооруженности правонарушителей.

В настоящее время благодаря комплексным и системным оперативно-разведывательным мероприятиям милиция получила достаточно полную картину деятельности организованной преступности, а также уголовно-территориальное деление регионов страны. Были выявлены наиболее известные лидеры этих преступных группировок. В середине 90-х годов одним из конкретных проявлений деятельности организованной преступности были так называемые межрегиональные “съезды”, на которых решались “организационные вопросы”. Примером успешной операции украинской милиции против такой интеграции преступного мира стало выявление и задержание в начале 1996 г. в офисе одной из фирм в г. Тернополе сборища 25 преступных “авторитетов”, которые представляли регионы Украины, Российской Федерации и Польши. Было установлено, что целью этого съезда было распределение сфер влияния преступных «авторитетов» в западных областях Украины [6, с. 169].

Отметим, что все эти уголовно-интеграционные процессы сопровождались конфликтами с применением оружия и взрывчатки, от которых погибали не только участники этого кровавого передела, но и законопослушные граждане. Особенно часто такие схватки в это время происходили в крупных в экономическом отношении регионах: в Крыму, Донецкой, Луганской областях. В течение 1991 — 1996 гг. количество фактов использования преступниками взрывных устройств возросло в 20 раз [208].

Не менее печальной была в эти годы для милиции Украины и статистика нового вида преступления, который появился в новейшей истории нашего государства, — умышленных убийств. Выступая 20 ноября 1998 года на заседании Координационного комитета по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, Президент нашего государства Л. Д. Кучма с болью отметил: “за 1995 — 1998 годы совершено почти 18 тыс. умышленных убийств. Это где-то в полтора раза больше, чем погибло советских военнослужащих за 10 лет в Афганистане”[209]. Милиция Украины в эти годы столкнулась еще с одним видом преступления — физическим устранением руководителей разного уровня, в том числе государственных служб. Только в 1995 году их было зарегистрировано более 60, и во многих случаях они были связаны с участием потерпевших в криминальной экономике. Жертвами криминалитета все чаще становились представители средств массовой информации.

В это время особенно возросли такие преступления, как разбойные нападения на квартиры граждан, разбои на дорогах, рэкет и тому подобное. Все это свидетельствовало о том, что криминалитет не спешит отступать, а наоборот — пытается расширить сферы влияния, контроль над отдельными, наиболее прибыльными отраслями экономики, стремится диктовать свою волю властным структурам.

В ответ на это милиция Украины усилила нажим на криминальные структуры. Реальные показатели свидетельствуют, что в 1995 — 1998 гг. особенно наступательно осуществлялись мероприятия по борьбе с организованной преступностью в Днепропетровской, Донецкой, Запорожской, Киевской, Николаевской, Полтавской, Волынской, Тернопольской областях, Автономной республике Крым. Всего за этот период милицией Украины было разоблачено 5 810 ОПГ, из них 203 — это бандитские группы [210].

История нашего молодого государства предоставляет немало примеров, когда работники милиции, даже рискуя собственной жизнью, становились на преграде преступникам. 31 октября 1997 года старший оперуполномоченный по особо важным делам УВБ в Донецкой области УВБ ГУБОП МВД Украины Тимченко Ю. М., уходя со службы, стал свидетелем злостного хулиганства с применением огнестрельного оружия со стороны ранее судимого Руденко В. А. Оценив сложившуюся ситуацию и увидев реальную угрозу для жизни граждан, Тимченко Ю. М., вместе с двумя гражданами, несмотря на полученное тяжелое огнестрельное ранение, разоружил и задержал преступника.

Но несмотря на все усилия милиции, прогноз дальнейшего развития криминальной ситуации в Украине свидетельствовал об углублении негативных тенденций. 14 февраля 1997 года Президент Украины на расширенном заседании Координационного комитета по борьбе с коррупцией и организованной преступностью очертил главные направления, которые требовали первоочередного внимания. Это “тенизация” экономики, неуплата налогов, массовые злоупотребления в сфере приватизации. Острота

криминальной обстановки требовала от государства принять все меры, чтобы обеспечить ее стабилизацию [212].

Борьбу с организованной преступностью милиция Украины вынуждена была вести в условиях повышения уровня вооруженности преступников, что было обусловлено ослаблением режима охраны объектов в армии и контроля за использованием оружия, перемещением в Украину оружия из районов вооруженных конфликтов, возникновением в постсоветские времена легального и нелегального рынков оружия, которые постоянно расширялись. Следствием этого стал постоянный рост (в среднем на 13,8% ежегодно) в течение 1992 — 1997 гг. количества преступлений, связанных с незаконным ношением, хранением, приобретением, изготовлением и сбытом оружия [180, С. 53]. В конце 90-х гг. целенаправленные меры милиции по пресечению незаконного оборота оружия способствовали уменьшению на 8,9% общего количества преступлений, совершенных с ее применением. Так, в 2000 г. Больше всего огнестрельного оружия было изъято органами милиции Днепропетровской (535) и Донецкой (505) областей. В то же время неудовлетворительные результаты по этому направлению работы имели органы милиции Черновицкой области (изъято 28 единиц огнестрельного оружия), Волынской (35), Киевской (45), Хмельницкой (46) областей, г. Севастополя (33), Приднепровской (4) и Юго-Западной (6) железных дорог. В общем милицейскими подразделениями в 1999 г. из незаконного оборота было изъято 4 856, а в 2000 г. — 5 211 ед. оружия и 540 кг взрывчатки [181, с. 21].

Однако учитывая сложную криминогенную обстановку, сложившуюся в стране в 1995 — 1998 гг., необходимо отметить, что мероприятия, которые проводились с целью противодействия криминалитету, часто были неадекватны масштабности и размаха криминальных действий. Президент Украины Л. Д. Кучма назвал организованную преступность «пятой властью» в стране и признал, что наступление на нее не принесло желаемых результатов [212].

Это заставило милицию Украины целенаправленно совершенствовать свою работу. Обнаружив и проанализировав существующие проблемы, которые рассматривались на заседаниях Координационного комитета, руководство МВД в начале 1998 г. пришло к выводу о необходимости новой формы работы — комплексных отработок регионов, а впоследствии — всей страны [213]. В 1998 г. подразделениями милиции была осуществлена 31 отработка. И это дало большой эффект не только по реализации оперативных дел в отношении ОПГ, но и повлияло на общий уровень уголовной преступности [214].

Анализ опасных проявлений ОПГ свидетельствует о том, что начиная с 1997 г. начался новый этап эволюции нашей отечественной мафии. В это время начался этап ее стремительной политизации. Целью подкупов и силовых действий преступных формирований становится все в большей степени не только экономическая, но и политическая власть. Укоренившись в коммерческих, финансово-кредитных, банковских структурах, они поставили себе цель освоить властные структуры, в том числе и правоохранительные. Деятельность ОПГ все больше приобретала транснациональный характер. Под защитой коррумпированных политических деятелей и представителей правоохранительных органов создавались крупные корпорации, наблюдалось масштабное проникновение мафии в политические структуры, продолжалось накопление корпоративными группами криминального капитала. И все это делалось ради достижения единой цели получения реальной возможности корректировать политику в соответствии со своими преступными интересами.

В этой ситуации МВД Украины как стратегическую цель разработало комплекс организационно-практических мер, направленных прежде всего на уничтожение экономической основы организованной преступности.

Одной из важнейших задач специализированных подразделений борьбы с организованной преступностью стала ликвидация бандформирований. При этом главное внимание подчиненных подразделений БОЗ было сконцентрировано на обезвреживании устойчивых, социально-опасных ОПГ, нейтрализации их руководящего ядра, подрыве экономической подоплеки, выявлении коррумпированных связей. Важность этого дела исходила прежде всего из того, что на счету каждого из ОПГ — не один десяток тяжких преступлений. Милиция Украины вела напряженную борьбу с этими криминальными формированиями. Так, если в 1994 г. было выявлено 13 вооруженных бандформирований, в 1995 г. — 34, в 1996 г. — 61, то в 1997 г. — уже 110, а в 1999 г. было уничтожено 94 таких банды [215]. В перечне совершенных ими преступлений — убийства из корыстных побуждений, разбои и грабежи, преступления, связанные с покушениями на должностных лиц, заказные убийства банкиров, предпринимателей, убийства журналистов, захват заложников.

Благодаря концентрации усилий милиции в этом направлении в течение последних лет ее спецподразделениями были ликвидированы такие устойчивые организованные преступные формирования, как “Сейлем”, “Башмаки”, “їмдат” (Крым), а также банды “Солохи”, “Фашиста”, “Князя”, “Ткача”, “Авдышева” (г. Киев), “Руляка” (г. Севастополь), “Стаса” (Винницкая), “Забужана” (Волынская), “Шпрота” (Житомирская), “Арчи”, “Кареты” (Запорожская), “Макса”, “Артура” (Львовский), “Кузи” (Ривненская области), а также группировки киллерского направления Игнаткина и Мариянчука.

Одной из самых болезненных проблем борьбы с организованной преступностью в начале 90-х годов стал быстрый прогресс такого новейшего преступления, как подготовленные убийства, или, как их названо прессой, убийства “по заказу”. Значительная их часть тоже была связана с перераспределением сфер влияния между преступными группировками. Долгое время эта проблема милицейскими подразделениями почти не решалась. В период с 1994 по 1998 гг. в Украине от рук наемных убийц погибло более 600 активных участников и лидеров преступных группировок, 20 сотрудников государственной власти, более 40 сторонних граждан. Большинство этих преступлений так и не было раскрыто. Больше всего их было совершено за этот период в Крыму 101 (не раскрыто 50), Донецкой — 94 (33), Одесской — 61 (29) областях, городе Киеве-41 (19) [216].

Если в начале 1997 г. жертвами наемных убийц были в основном лидеры преступного мира и теневого бизнеса, то сегодня ими становятся политики, народные депутаты, ведущие промышленники, представители органов власти. Наиболее резонансными преступлениями стали расстрел народного депутата Украины Е. Щербаня и членов его семьи при выходе из самолета (Донецк), убийство предпринимателя и одновременно спортивного деятеля А. Брагина с сопровождающими его лицами путем взрыва на стадионе (Донецк), убийство главного редактора “Вечерней Одессы”, убийство известного финансиста, бывшего председателя правления Национального банка Украины В. Гетьмана. Это было свидетельством того, что милиции пришлось вести борьбу с новым видом преступности — криминальным террором. Если в 1991 г. правоохранительными органами было выявлено чуть более 70 проявлений террористического характера в отношении представителей органов власти, то в 1992 г. — 150,1993 г. — почти 180, 1994 г. — более 250, в 1995 г. — 240 [217].

Благодаря напряженной работе милиции, начиная с 1995 г., динамика раскрытия резонансных убийств стала положительной. В 1995 г. их было совершено 210 и раскрыто 13,8 %, в 1996 г. — 157 (26,7%), еще через год — 134 (50%), а в 1998 г. — 58 (51,7%). Очень сложными для раскрытия были уже указанные резонансные убийства народного депутата Щербаня, председателя Раздельнянской райгосадминистрации Рябики, ряд групповых убийств. Но виновные были установлены [6, с. 228]. Так, в 2000 г. подразделениями БОП был раскрыт ряд убийств “по заказу”, в том числе начальника международного отдела УБОП УМВД в Закарпатской области Балега, депутата областного Совета этой же области Токаря, директора ОАО “Нефтехимик” Борисова и других. Были установлены и арестованы конкретные лица, причастные и к убийству народного депутата Украины Гетмана. Если же учитывать предыдущие годы, то к списку раскрытых милицией Украины резонансных преступлений можно отнести еще серию убийств “по заказу”: генерального директора Алчевского металлургического комбината Скорохода, председателя Киевской райгосадминистрации г. Одесса свободы, начальника юридического отдела Одесского горисполкома Варламова, покушение на убийство председателя Генечешской райгосадминистрации Зайченко.

Это результаты усилий, направленных на то, чтобы сделать экономические отношения более прозрачными, ведь именно теневые конфликты материальных интересов продуцируют убийства на заказ, или, как их еще называют, подготовленные убийства [218]. Эти качественные показатели были достигнуты благодаря научно обоснованной комплексной программе “Антикиллер”, которая была разработана в ответ на рост этого опасного вида преступления руководством МВД Украины в 1997 г. Это была первая в СНГ программа подобного рода, благодаря реализации которой милиции удалось обезвредить более 200 наемных убийц.

О напряженности этой работы свидетельствуют ее последствия на примере Крыма. Так, в 1998 г. В Крыму была обезврежена банда в составе 23 человек. В течение 1994-1998 гг.

ими совершено более сорока тяжких преступлений, в том числе более 10 убийств по заказу в пяти регионах государства. Необходимо сказать, что в Крыму в 1991 — 1997 гг. шла настоящая криминальная война. Самыми резонансными проявлениями этой войны стали заказные убийства главы крымского Фонда госимущества Головизина, заместителя министра курортов и туризма Гольдича, первого вице-премьера Сафонцева. С 1991 г. полуостров активно “осваивали” организованные преступные группировки “Сейлем”, “Башмаки”, Протасова, Котляревского, Юхненко и многие другие. Преступные группировки, к сожалению, долгое время решали в Крыму, кому жить, а кому нет, кому быть министром, мэром, депутатом. В результате напряженной работы было арестовано 40 лидеров и 420 членов ОПГ были привлечены к уголовной ответственности. В течение 1997-1998 гг. бандитским группировкам в Крыму был нанесен беспощадный удар. В дальнейшем, благодаря проведенной спецподразделениями милиции работе, число наиболее общественно опасных группировок сократилось с 512 (на 01.01.98 г.) до 34 (по состоянию на 01.01.2001 г.).

Усилия Губопа и его региональных подразделений для нейтрализации руководящего ядра устойчивых преступных группировок наращивались. Так, в марте 2000 года “убоповцы” нанесли ощутимый удар по криминальных “авторитетах” во время проведения операции “Лидер”, название которой говорит само за себя. Более 400 человек, находившихся в розыске, были обезврежены в ходе операции, причем более 100 из них — лидеры, криминальные “авторитеты” и активные члены преступных формирований [219].

Борьба с серийными убийствами

Необходимо отметить, что в новейшей истории нашего государства милиция вела борьбу с таким уродливым явлением преступности, как серийные убийства. Так, в период с декабря 1995 по март 1996 гг. на территории Украины в Житомирской, Львовской, Запорожской и Киевской областях неизвестным преступником из охотничьего ружья была совершена серия убийств семей и отдельных граждан, в результате чего погибло 40 человек. В розыскных мероприятиях были задействованы около 25 тыс. работников милиции, 430 военнослужащих внутренних войск и Национальной гвардии Украины. Выставлено 237 постов, отработано 16 448 автомобилей, 43 630 домов и квартир, 14 630 дач, 31 тыс. ранее судимых, 69 319 человек, которые находились под административным надзором, наркоманов, 8061 психически больных лиц, 33 990 охотников, 7170 военнослужащих, осуществлено 8 218 оперативных разработок, проведено 4180 обысков. В процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий изъято 3 812 единиц оружия, раскрыто 9149 преступлений, в т. ч. прошлых лет. В результате проведенных мероприятий 14 апреля 1996 года преступник был задержан в г. Яворов Львовской области. Во время предварительного расследования задержанный Оноприенко А. Ю. был уличен в совершении убийств еще 12 человек в течение 1989-1995 гг. В Запорожской, Днепропетровской, Ровенской, Одесской и Житомирской областях. Это было одно из самых резонансных преступлений в новейшей истории нашего государства. Более 70 работников милиции разных областей Украины были привлечены к раскрытию этого преступления [220].

Одним из самых уродливых проявлений организованной преступности, который беспокоит общество нашего государства на протяжении всей истории его существования, является рэкет. В целом вымогательство в структуре организованной преступности занимает заметное место. По данным МВД Украины в 1994 г. этих преступлений было зарегистрировано 3210, в 1995 г. — 3623, в 1996 г. — 2807, в 1997 г. — 2837 [221]. Формы проявления этого вида преступлений постоянно меняются: от элементарного вымогательства денег у предпринимателей — до таких форм организации, когда преступники становятся на денежное содержание коммерческих структур под видом их охраны, создают малые предприятия, которые находятся под их изливом и контролем и как будто занимаются охранной деятельностью, а на самом деле использует это как прикрытие силового давления на представителей бизнеса. При этом все чаще вымогательства маскируются как возврат долгов.

Формы и методы борьбы с этим негативным явлением подразделениями по борьбе с организованной преступностью постоянно совершенствовались, хотя не обходилось без недостатков и упущений. Так, в 1995 г. ОВД было возбуждено 4,5 тысячи уголовных дел о вымогательстве. Но потом половина потерпевших отказалась от своих заявлений. Такая цифра не могла не вызвать тревогу у руководства МВД и Губоп. Впоследствии оперативно-профилактические мероприятия, проводившиеся в регионах, показали: такая печальная статистика — вполне на совести милиции. В течение многих лет криминальные группировки действовали на территории почти всех областей Украины, терроризируя население, сея страх, облагая данью торговцев на рынках, а милиция не могла положить конец этому беспределу. По всей Украине были известны преступные группы Вахи (Бочарова) в Киеве, Гордеса на Волыни, Руляка в Севастополе. А в целом их действовало около 300, численностью более 5,5 тыс. активных участников [6, с. 252]. Ярким примером того, как надо действовать правоохранителям, снова может служить деятельность милиции полуострова Крым. Здесь три крупнейших рэкетирских группировки в течение нескольких лет противодействовали центральной власти под политическими лозунгами, занимались кадровой расстановкой политиков. Это вынудило Президента страны принять специальный Указ по Ялте, после чего силами ОВД был нанесен сокрушительный удар по ОПГ, и почти полностью освобожден от них полуостров [222].

Вывод по работе милиции в 90-х

Делая вывод, можно отметить, что в конце 90-х гг. подразделения борьбы с организованной преступностью нанесли по криминальным группировкам ощутимый удар. Эта работа неустанно продолжалась спецподразделениями милиции и в дальнейшем. Практически завершена ликвидация ОПГ на территории 11 регионов. Из 96 известных организованных преступных сообществ, которые действовали на территории Украины на конец 2000 г., осталось 8. Милиция Украины никогда не оставляла без внимания вопрос дальнейшей судьбы их лидеров или активных членов, часть из которых не за решеткой, а уехала за границу [187]. Все это позволило стабилизировать криминогенную обстановку в стране.

Процесс “очищения атмосферы” общества новорожденного государства Украина от грязи криминала должен идти непрерывно и систематически. Ведь какими бы действующими ни были операции правоохранителей, если результаты не подкрепляются системными мерами профилактики, возможен рецидив. Борьба милиции Украины с организованной преступностью осложняется тем, что, к сожалению, немало разоблаченных организованных преступных групп было в той или иной степени связано коррупционными связями с государственно-властными структурами как в центре, так и на местах [213]. Эта проблема стала в новейшей истории нашего государства еще одним важным направлением деятельности милиции Украины.

Анализируя борьбу милиции Украины с коррупцией, отметим, что велась она в чрезвычайно тяжелых условиях. Отсутствие политического, правового, экономического и социального контроля за доходами госслужащих, отсутствие прозрачности и общественного контроля за деятельностью высшей государственной власти (политических деятелей, народных депутатов, особенно при наличии нецивилизованного иммунитета в последних, в результате которого украинский парламент стал убежищем для лиц, укрывающихся от закона, а уголовным преступникам с депутатскими мандатами предоставлена возможность избегать любой ответственности за совершенные преступления), отсутствие гласности всех аспектов деятельности власти в центре и на местах, несовершенство налогового законодательства — все это привело к разгулу чиновничьего произвола, невиданной ранее тотальной политико-экономической коррупции. Она стала нормой общественно-политической и экономической жизни в Украине [213, с. 150].

Коррупция стала также весомым фактором осложнения криминогенной ситуации в государстве. Коррупционные действия стали элементом многих экономических преступлений и деятельности ОПГ. Установление коррумпированной взаимосвязи и взаимоотношений с представителями законодательной, исполнительной и судебные власти стало одним из условий жизнеспособности организованных преступных группировок. Поэтому, по нашему мнению, организованная преступность не может быть обезврежена без обеспечения возможности привлекать к уголовной ответственности высоких коррумпированных лиц.

Угроза национальной безопасности Украины

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что коррупция и организованная преступность приобрели статус факторов, которые реально угрожают экономической и в целом национальной безопасности Украины. Уже сегодня отдельные политики и специалисты в сфере борьбы с коррупцией и организованной преступностью говорят о наличии в Украине нескольких иерархически структурированных мафиозно-коррумпированных кланов, которые имеют определенное влияние на кадровую политику в системе государственной власти. На сегодня есть все основания констатировать: коррупция и организованная преступность становятся реальным конкурентом государству в выплате на общество, на процессы, которые в нем происходят. То есть эти негативные явления приобретают черты такой же власти в государстве [223].

Милиция Украины только со второй половины 90-х годов получила соответствующую нормативно-правовую базу для борьбы с этим негативным явлением. Это прежде всего принятый именно по инициативе МВД 5 октября 1995 года Закон Украины «О

борьбу с коррупцией», который открыл возможности для профилактики коррупционных действий, реального влияния на коррумпированных чиновников. 10 апреля 1997 года Указом Президента Украины была утверждена Национальная программа борьбы с коррупцией, которой определялись профилактические, организационно-правовые и информационно-аналитические меры, которые обеспечивали борьбу с коррупцией и со связанной с ней преступностью. Для выполнения требований Национальной программы борьбы с коррупцией Указом Президента Украины в апреле 1998 года была утверждена Концепция борьбы с коррупцией на 1998 — 2005. Предусмотренные Концепцией неотложные меры предотвращения и противодействия коррупции должны быть осуществлены в ближайшие 2-3 года, с тем чтобы в 2005 г. в Украине была создана и действовала эффективная система борьбы с коррупцией. По вопросам борьбы с коррупцией Кабинетом Министров Украины принято постановление от 23 марта 1998 года “О состоянии выполнения центральными и местными органами исполнительной власти актов законодательства о государственной службе и борьбе с коррупцией [224]. На основании этих документов милиция Украины развернула работу по профилактике и борьбе с коррупционными правонарушениями.

Для более активного противодействия коррупционным деяниям со стороны должностных лиц органов власти и управления были созданы межрегиональные подразделения по борьбе с коррупцией, которые были подчинены непосредственно Главному управлению. В 1995 г. в ГУБОП был создан новый отдел по борьбе с коррупцией и организованной преступностью межрегионального характера численностью 70 сотрудников [225]. Создание этих подразделений сразу же дало весомые результаты. Был возбужден целый ряд уголовных дел против должностных лиц, которые нанесли государству миллионный ущерб.

Борьба со взяточничеством

Борьба со взяточничеством нелегка. По данным статистики, в рассматриваемый период взяточничество уверенно приобретало в государстве все новые позиции. С 1992 по 1997 гг., например, его масштабы увеличились в 2,2 раза, а удельный вес этого преступления в общей структуре экономической преступности возросла за этот период с 2,7 до 3,6 % [226]. Факты взяточничества, которые значительно распространились в это время на все сферы жизнедеятельности общества, вызывают в обществе особенно негативный резонанс. Все это требовало крепкого наступательного противодействия со стороны милиции.

Подразделения ГУБОП МВД Украины начиная с 1995 г., с тех пор как Верховной Радой Украины был принят Закон “О борьбе с коррупцией”, достигли определенного успеха в этом важнейшем направлении борьбы с криминалитетом. Наглядным результатом их работы стала устойчивая тенденция к увеличению количества лиц, наказанных за указанные нарушения. Так, если в 1996 г. санкции закона были применены к 575 лицам, то в 1997г. — уже к 1925, в 1998г. работниками ОВД было составлено 3,8 тыс. протоколов о коррупционных деяниях, что составляло 56% от общего количества разоблаченных в государстве, из них в суд направлено 3,7 тыс. протоколов [218].

В 1999 г. спецподразделениями милиции было составлено 1551 административный протокол, в том числе 1405 — в отношении коррупционных деяний государственных служащих и 62-в отношении корысных деяний депутатов разных уровней. В суд направлено 1540 административных протоколов. Судами по 402 административным материалам наложены штрафы, по 261 — вынесено замечание, 26 должностных лиц уволены с должностей. Соотношение составленных и направленных в суд админпротоколов стало свидетельством достаточно высокого уровня реализации подразделениями милиции оперативных материалов [227]. Сотрудники Губопа в сотрудничестве со следователями Генеральной прокуратуры принимали активное участие в расследовании таких резонансных дел, как дело в отношении бывшего премьер-министра Украины Павла Назаренко, генерального директора фирмы “Научная” народного депутата Николая Агафонова, первого заместителя ПФК “ЕЭСУ” Валерия Фальковича, президента корпорации “Транспорт” Александра Тимошенко и других. В целом выполнение Национальной программы борьбы с коррупцией стало общим делом всех силовых структур независимой Украины.

Работники подразделений борьбы с организованной преступностью МВД Украины считают, что пока государственный чиновник будет иметь гарантированные законом распорядительные функции (возможность предоставлять или не предоставлять льготы, кредиты, разрешения, лицензии), до тех пор и будет процветать коррупция. Однако это опасное явление именно через систему субъективного решения вопроса о предоставлении или непредоставлении определенных льгот и бюджетных ассигнований медленно разрушает украинскую экономику. Вот почему борьба с коррупцией для милиции Украины, как и для других правоохранительных структур, попадает сегодня в плоскость задач первостепенной важности. Созданные в каждой области Украины подразделения борьбы с коррупцией начали действовать достаточно эффективно.

Одной из первых успешных операций, проведенных украинской милицией против взяточников в государственных структурах, стала операция по очистке от них таможенных органов. Оперативную обстановку в начале 1993 г. в таможенных органах характеризовала устойчивая практика поборов и взяточничества среди ее работников. В результате проведенных спецподразделениями милиции мероприятий во Львовской области была разоблачена преступная группа, в которую входило 12 должностных лиц Мостиской таможни, которые получали взятки от руководителей туристических групп за бесконтрольный переход границы. У взяточников изъято 15,6 тыс. долларов села, 760 немецких марок, 2 млн. польских злотых, 1 млн. 800 тыс. руб., электротоваров и спиртных напитков на сумму более 4 млрд. руб. В Харьковской области было привлечено к уголовной ответственности начальника отдела Удачіна и старшего инспектора Харьковской таможни Блинова, которые получали взятки за беспрепятственное оформление таможенных деклараций. У них изъято 800 долларов и 1 млн. руб. Всего в 1993 г. подразделениями милиции было раскрыто 9 фактов взяточничества со стороны работников таможен и к уголовной ответственности привлечено 22 работника таможни [228].

Последующая работа

Следующим примером работы, направленной на выявление и ликвидацию коррумпированных связей организованной преступности с властными структурами, стала операция, которая была совершена в первом полугодии 1998 г., когда в результате комплекса оперативно-розыскных мероприятий в Одесской области разоблачена ОПГ из 23 человек, в который входили работники Черноморской региональной таможни, таможенные брокеры, частные предприниматели, работники морского порта. Эта преступная группа, которая имела разветвленные международные и коррупционные связи, за взятки способствовала контрабандному ввозу в Украину из Турции сантехнических изделий на сумму 100 тыс. долларов сша. По приговору суда виновные приговорены к лишению свободы на сроки от 4 до 12 лет [218].

Благодаря скоординированным действиям подразделений БОП разных областей были уличены коррумпированные организованные преступные группы, в которые входили представители местных и центральных органов власти. В конце 90-х годов подразделения БОЗ вышли на более высокий уровень коррумпированных чиновников. В это время значительно улучшилась качественная сторона реализованных разработок. Одним из примеров успешной борьбы со взяточничеством во властных структурах стала деятельность милиции Херсонщины. Так, в конце 1997 г. в результате проведения комплекса оперативно-розыскных мероприятий был задержан в служебном кабинете во время получения взятки лидер преступной группировки, которая контролировала Генический район Херсонской области, председатель Генического горисполкома Муравьев А. А. за совершенные преступления он приговорен к 10 годам лишения свободы [229].

Учитывая то, что взяточничество как составляющая коррупции — явление достаточно сложное, органы БОЗ начиная с 1998 г. для результативной борьбы с ним определили наиболее важные для государства отрасли экономики: топливно-энергетический комплекс, сферу внешне-экономической деятельности и приватизации, кредитно-финансовую и банковскую сферу использования государственных средств.

Примером плодотворной деятельности спецподразделений БОП в этих направлениях стало прекращение сотрудниками УБОП МВД Украины в Житомирской области совместно с работниками ГУБОП МВД Украины и прокуратуры области в 1997 г. деятельности организованного преступного формирования с межрегиональными и межгосударственными связями, в состав которой входили коррумпированные должностные лица государственного концерна “Укрспирт”, ответственных работников спиртзаводов и объединений, сотрудники государственных органов Волынской, Житомирской, Киевской, Донецкой областей и Автономной Республики Крым. Началом этой операции стал анализ поступлений в государственный бюджет средств выручки за спиртные напитки, который за последние годы уменьшился с 48 до 1,5 %. Отслеживая причины непоступления в бюджет средств от продажи водочной продукции, работники органов БОЗ внимательно изучили ситуацию на местах, охватив оперативными мероприятиями 15 областей.

Результатом этой большой работы и стало прекращение действий выше названного ОПГ. По делу проходило более 90 человек, 56 из которых были арестованы. Коварная деятельность этой разветвленной преступной группы нанесла государству ущерб на 1,5 миллиона гривен [230].

Взяточничество в органах милиции Украины

Как это ни прискорбно, но не обошла коррупция и милицейских подразделений. Службы внутренней безопасности МВД Украины свидетельствуют о том, что в течение 1992 -1999 гг. количество случаев взяточничества в ОВД неуклонно увеличивалась, а в 1994 и 1995 гг. наблюдался особенно значительный рост количества преступлений данной группы, и их уровень продолжал ежегодно расти [231].

Необходимо отметить, что рост взяточничества в ОВД характерно явление именно для новейшей истории милиции Украины. Статистические данные МВД свидетельствуют, что если в период с 1988 по 1992 гг. количество выявленных случаев взяточничества увеличилось в 1,7 раза, то в последующие 6 лет количество зарегистрированных случаев получения и дачи взяток увеличилась в 2,5 раза. Особенно «урожайным» был 1994 г., когда рост получения взяток работниками ОВД всех уровней и служб составил 42,8% по сравнению с предыдущим 1993 г., То есть почти вдвое [231, С. 234]. Такое увеличение выявленных случаев взяточничества было обусловлено в первую очередь началом эффективной работы службы внутренней безопасности. В марте 1996 г. с целью укрепления законности обязанности в борьбе с коррупционными деяниями и другими правонарушениями, связанными с коррупцией среди личного состава ОВД, в том числе милиции, были возложены именно на подразделения УВБ МВД Украины [232].

“Уголовное воспаление” охватило, к сожалению, почти все службы и подразделения милиции Украины. Наиболее неустойчивыми относительно получения взяток стали сотрудники подразделений милиции общественной безопасности (23,4% от общего количества привлеченных к уголовной ответственности за совершение преступлений сотрудников органов внутренних дел за период 1994 — 1997 гг.). Далее в этом ряду сотрудники: ГАИ — 19,9%; криминальной милиции — 11,3%; уголовного розыска — 8,6%; ГУАСМ — 8,8%; ГСУ — 8,8%; ГУБОП и ГУДСБЕЗ — 2,75% и УГСО — 2,8% [231, стр. 234].

О серьезности этой проблемы для органов МВД свидетельствует то, что только, например, в 1998 г., по материалам службы внутренней безопасности, из ОВД был уволен за служебное несоответствие свыше одной тысячи работников, за дисциплинарные проступки — более 3,5 тысячи, за дискредитацию звания работника милиции — 600 человек. При этом в 1998 г. суды рассмотрели более 160 дел в отношении работников милиции, совершивших коррупционные деяния [233]. Несмотря на принятые МВД Украины меры, проявления коррупции в ОВД приобретают системный характер. Количество выявленных нарушений Закона «О борьбе с коррупцией в милицейских рядах» продолжает расти. В 2000 г. по сравнению с 1999 г. число работников ОВД, в отношении которых были составлены соответствующие протоколы, выросло на 20 % (с 69 до 87) [234].

Несмотря на все усилия кардинально изменить ситуацию в борьбе с коррупцией в милицейских подразделениях не удается. Это обусловлено тем, что существует целый ряд факторов (прежде всего недостаточная социальная защищенность и финансовое обеспечение), которые, не способствуют притоку в милицию работников качественно нового уровня. А потому и отбор в милицию несмотря на все попытки руководства пока так и не стал по-настоящему конкурсным.

По нашему мнению, для кардинального улучшения ситуации необходимы более конкретные и решительные действия по реализации целевой программы реформирования МВД Украины. Идея такого реформирования в том, что даже при сегодняшнем состоянии наполнения государственного бюджета, когда дефицит средств ощущается во всех сферах общественной жизни, вся программа осуществления реформы должна быть финансово обеспечена государством на достаточном уровне. Если этого не будет, то осуществление любых, даже самых прогрессивных, реформ теряет смысл [233, с. 33].

Наряду с этим подразделениям борьбы с коррупцией нужна крепкая законодательная поддержка. Анализ этой жгучей проблемы правоохранительных органов современной Украины свидетельствует, что украинское законодательство чрезмерно снисходительно относится к этому виду преступности. А потому пора усилить ответственность за должностные преступления.

В качестве вывода необходимо отметить, что борьба с организованной преступностью и коррупцией должна быть постоянно поддержана вниманием к этому вопросу со стороны всех ветвей власти нашего государства. Одним из направлений деятельности в этом может быть провозглашена в нашей стране административная реформа, в процессе которой, как предполагается, существенно уменьшится количество властных структур, численность государственного аппарата, сузятся его распорядительно-разрешительные функции и полномочия. Потому что это основные киты, на которые опирается и на которых вырастает коррупция.