Чем полиция отличается от милиции

7 ноября 2015 года вступил в силу Закон Украины «О Национальной полиции» от 2 июля 2015 года № 580-VIII (далее — Закон). Одновременно утратил силу Закон Украины «О милиции». Таким образом, украинская милиция превратилась в полицию. Понятно, что реформа полиции — это не просто изменение названия правоохранительного органа или униформы полиции. Настоящее реформирование заключается в более глубинных системных изменениях. В этой статье мы попробуем разобраться в том, чем полиция отличается от милиции, и по каким принципам происходит ее формирование. Однако сначала несколько слов об истории вопроса. Слово «милиция» имеет латинское происхождение и переводится, как «народное ополчение» или «вооруженный народ». Милиция досталась Украине в наследство от Советского Союза и является рудиментом прежнего тоталитарного прошлого, что использовалась правящей в СССР Коммунистической партией как орудие террора. К сожалению, украинская милиция продолжила эту позорную традицию, став инструментом репрессий во время Революции достоинства. Вся страна видела позорные кадры, на которых сотрудники правоохранительных органов бьют людей, несмотря на пол и возраст.

Однако проблемы в деятельности милиции возникли задолго до Революции Достоинства. Как свидетельствует статистика, в 2013 году органы и подразделения Министерства внутренних дел Украины насчитывали 261 тыс. лиц, включая персонал внутренних войск, курсантов и гражданских служащих. Такое количество в 1,5 раза превышало средний европейский показатель (300 полицейских на 100 тыс. населения). При 21 млн 840 тыс. человек экономически активного населения это означало, что каждый 83-й работающий гражданин получал зарплату от МВД. Одновременно уровень доверия граждан к милиции максимально достигал лишь 3-5%, а после событий Євромайдану этот показатель, по данным Института социологии Национальной академии наук Украины, упал до 0,8% опрошенных. Причиной такого тотального недоверия стали системные недостатки в деятельности милиции. Огромный бюрократический аппарат и внутренняя конкуренция между департаментами органов внутренних дел не способствует эффективному управлению. Дополнительным фактором стало то, что власть в Украине использовала милицию в политической борьбе, что ее дискредитировало.

Если врачи, контактируя с пациентами рискуют заболеть, то работники правоохранительных органов, имеющих дело с преступным миром, рискуют превратиться в преступников. Низкий уровень социальной защиты работников милиции (особенно младшего состава), а также неправильные представления некоторых руководителей милиции о «чести мундира», не позволяющие выносить сор из избы, только усугубляли ситуацию. Вместо того чтобы расследовать противоправные действия подчиненных, милицейское руководство, наоборот, скрывало факты коррупции и иных правонарушений.

Попытки реформировать правоохранительную систему были и раньше, однако положительного результата они не приносили, поскольку изменения носили локальный характер. Чрезмерный бюрократизм, работа на отчетность, коррупция, использование силовиков в захвате предприятий стали характерными чертами милиции. Вместо косметического вмешательства украинская правоохранительная система нуждается в хирургической операции. Поскольку Украина сделала свой выбор в пользу интеграции с Европейским Союзом, вполне естественно, что реформа Национальной полиции Украины должна учитывать опыт именно европейских стран. Основными принципами работы полиции в европейских странах являются: верховенство права, деполитизация, демилитаризация, децентрализация, подотчетность и прозрачность работы, тесное сотрудничество с населением и местными общинами, профессиональная подготовка персонала.

Для того чтобы новая украинская полиция не превратилась со временем в бывшую милицию, она должна строиться на прочном фундаменте. Одна из главных задач, которые стоят перед полицией, заключается в том, что она должна избавиться от зависимости от политического влияния. С этой целью Законом внесены существенные изменения в порядок назначения на должности руководителей в центральные и территориальные органы полиции.

Если раньше милицией руководил министр внутренних дел Украины, должность которого относится к числу политических, то теперь полицию будет возглавлять глава Национальной полиции, который назначается на должность и освобождается от должности Кабинетом Министров Украины по представлению премьер-министра Украины в соответствии с предложениями министра внутренних дел Украины. С руководителем полиции Министр внутренних дел Украины заключает контракт сроком на пять лет, который может быть однократно продлен до пяти лет.

Таким образом, политическое влияние на руководителя полиции (а значит, и на полицию в целом) будет ограничиваться условиями контракта. Если Министром внутренних дел Украины может быть любое лицо, то на должность руководителя, заместителя руководителя полиции может назначаться лицо, имеющее полное высшее юридическое образование, стаж работы в отрасли права не менее семи лет, опыт работы на руководящих должностях не менее пяти лет. Правда, по решению Верховной Рады указанные положения закона вступают в силу только с 1 января 2017 года.